СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Лев Соломонович Айзерман - педагог, учитель русской словесности
Сегодня хочу рассказать вам о книге Льва Соломоновича Айзермана «Педагогическая непоэма». Эта книжка вышла в 2012 году в издательстве «Время», и ее выход был приурочен к Всероссийскому слету учителей словесников. В здании Научной библиотеки МГУ проходила встреча учителей РФ и преподаватели русского языка и литературы могли поговорить друг с другом о проблеме современного преподавания в школе.
Почему книга называется «Педагогическая непоэма», думаю объяснять не надо. Ясное дело, что есть некая полемика с Макаренко, есть некая полемика вообще с советской школой преподавания. Но с другой стороны, Лев Айзерман воспитал своими уроками несколько поколений изумительных учеников и он может полемизировать с кем хочет и на какие хочет темы.
Айзерман преподает в школе уже более 60 лет, он начинал еще при Сталине рассказывать о великой русской литературе. И вопрос «Есть ли будущее у уроков литературы в школе?» вынесенный на обложку книги, звучит сегодня вполне актуально. И вот, что он сам говорит в предисловии книги:
Лет пятнадцать назад на педагогическом совете нашей школы выступила опытная, глубокая, думающая учительница литературы. « До революции в гимназиях изучали мертвые языки: греческий и латинский. Потом они ушли из школы. И что же? Да ничего. Спокойно живем и без них. То же самое будет и с уроками литературы в школе. Пройдет не так много времени, и их постигнет судьба греческого и латыни ». Увы, я тогда весело посмеялся (про себя, конечно) над таким пророчеством. Сегодня, закончив свой 60-й и готовясь к 61-му учительскому учебному году, я все чаще думаю, что основания для такого прогноза есть.Действительно, основания для такого прогноза были, возможно, они существуют и сейчас.
Читая книгу Айзермана я понял, что вопросы он задает абсолютно правильные. И нужна ли литература в школе - это вопрос решающий. Если литература не нужна и ее сократят, как необязательную, обременительную часть бесплатного школьного образования, оставив четыре обязательных предмет и какие-то урезанные программы. Что ребенок будет знать после окончания такой школы? Кем он вырастет? Абсолютно непонятно.
Безусловно, таким подрастающим поколением будет очень удобно управлять, поскольку оно не будет знать ничего лишнего, не будет задавать никаких лишних вопросов и будет иметь тот минимум культурных потребностей, который очень легко удовлетворить самым массированным образом - через телевидение.
Ни вкус, ни ум, ни талант, ни умение общаться с другими людьми, ни правильное понимание общечеловеческих ценностей, ни то, что является основой всего, что со времен Сократа является зерном каждого обучения - это понятия: что такое совесть и честь, как дружить и любить, ничего этого нельзя воспитать в ребенке без знания мировой и русской художественной литературы. Вот это моя позиция и с этой позицией я читал книгу Айзермана.
В своей книге он приводит цитаты из некой полемики, которая время от времени вспыхивала в прессе. Там есть такие отрывки из статей, когда вполне умные и образованные люди публиковали доводы в пользу того, что литература мешает в школе, что она не нужна, что все это загружает голову учеников и т.д. и т.п. Аргументы эти кажутся мне смешными, но они совсем несмешны, когда публикуются в центральной прессе и когда получают поддержку тех, от кого что-то зависит в нашей жизни.
С другой стороны, у Льва Соломоновича Айзермана есть уникальный материал, который в этой книге использован на все сто процентов. Это само по себе восхитительно читать, как он пользуется теми десятками, сотнями и тысячами страниц сочинений, которые на протяжении всей жизни он проверял и читал. Сочинения написанные людьми разного возраста, от средней школы, до учителей, которые проходили переквалификацию. Сочинения посвященные классической русской литературе, пониманию русской литературы, пониманию уроков, которые можно извлечь ее прочитав. И вот он мастерски пользуется этими цитатами и строит концепцию своей книги на использовании этого материала.
Чаще всего мы сталкиваемся с такими отрывками из сочинений в юмористическом ключе, когда по сети гуляет очередная подборка невероятно диких высказываний учеников, которые путают Пушкина с Лермонтовым, Толстого с Достоевским, все это смешалось в какую-то кашу в их голове и щедро приправлено сверху отрывками из просмотренных телепередач. Посмеяться над этим, конечно, можно, но не всегда хочется. Не было бы этой книги, если бы все было хорошо в этой области.
Я читал книгу с позиции того, что урок литературы в школе - это базовая ценность для любой сферы российской культуры, от которой не только нельзя отказываться, ее надо дотировать, ее надо всячески продвигать. Именно уроки словесности требуют от ученика максимального умения думать, иметь свое мнение, иметь свою точку зрения. Человека можно напитать техническими знаниями, можно научить его навыкам социализации, но преподать что-то самое главное - может только книга.
У книги, в отличие от всех этих замечательных социальных тренингов, есть опыт в несколько тысяч лет. Опыт превращения из жестокого, необузданного, корыстного дикаря, коим является человек необразованный, живущий вне цивилизации, готовый на любые поступки, в цивилизованного человека. В том значении цивилизации, которая нам близка - это западный тип цивилизации, в основе которого стоит уважение к правам человека, к свободе, к личности. И понимание того, что культура, даже если она тебе не близка, даже если ты не перечитываешь каждый день тома классиков, что культура совершенно необходима, без нее не будет нормальной жизни вокруг.
Или понятие нормы этой жизни трансформируется таким образом, что утром вы проснетесь и ужаснетесь. Это не тот мир в котором вы хотели жить. А всего-то понадобилось убрать из этой жизни, из этой образовательной системы такую простую вещь, как русская классическая и мировая литература, уроки литературы, ее преподавание и все те традиционные методы, которые существуют в школе и наработаны многими поколениями.
Очень хочется надеться, что это не единственная книга такого рода. Очень хочется надеться, что такие книги будут продолжать выходить. Очень хочется надеяться, что мы будем продолжать сохранять то, что нужно сохранять, даже если оно нам кажется ненужным на каждый день. Ведь помимо вещей употребительных, каждодневных, есть какие-то более важные вещи, которые требуются нам не по понедельникам и не по пятницам, они требуются нам всю жизнь. Эти вещи должны создавать фон нашей жизни и без этого фона, как без воздуха, без чего-то жизненного - культура погибнет.
Думаю, что многие из нас, приходя в гости прежде всего смотрят на книжные полки, смотрят, что там стоит. А если в доме нет книжных полок, то это большая проблема. Мы, конечно, живем в новую эпоху и если раньше гостям предлагали чашечку кофе, то сейчас предлагают пароль от домашнего Wi-Fi. Возможно, когда-нибудь и файлотеку будут просматривать, как стеллажи с книгами.
Но, возможно, что ничего этого не будет, потому что отменят литературу в школе, а потом и преподавание в ВУЗах. И наступит эпоха 451 градуса по Фаренгейту. Собственно говоря, нам не так далеко до этой эпохи осталось шагать.
https://zen.yandex.ru/media/knigizhizni/est-li-buduscee-u-literatury-v-shkole-5a01603d5816699474adff8d?
-80%
© 2017, Ходеева Ирина Вячеславовна 783