© 2017 1083
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
После Тайной вечери Христос, исполненный предчувствий, отправился с учениками в Гефсиманский сад. Этот момент запечатлел на своей картине Н. Ге.
Николай Ге. 19 век
То, что мы называем садом, в те времена было долиной у подножия Елеонской горы. Сегодня там, действительно, сад, совсем небольшой, но в котором сохранилось несколько очень старых оливковых деревьев, считается, что им 2 тысячи лет.
Здесь, взойдя на камень, Иисус предавался молитве, в то время как его ученики погрузились в сон. Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, или моление о чаше, описана в Евангелиях.
«Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошёл от них на вержение камня и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Евангелие от Луки, 22:40-46).
Евангельские описания различаются в деталях, например, Матфей и Марк обращают внимание на троекратную молитву Христа и троекратное обращение к апостолам.
«Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашёл их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришёл час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня» (Евангелие от Марка, 14:33-42).
Однако различия не влияют на суть излагаемого сюжета, но предоставляют художникам, к нему обращающимся, вариативные возможности.
Фра Беато Анжелико. 15 век
Джорджо Вазари. 16 век
Франсиско Гойя. 19 век
Генрих Гофман. 19 век
Эль Греко. 17 век
Федор Бруни. 19 век
Сюжет моления Иисуса в Гефсиманском саду, по сути, демонстрирует двойственную природу Христа: божественную и человеческую. Божественная сущность влекла Иисуса к жертвенности, повелевала принять страдание и смерть «во имя всех». Плотская же, человеческая – находилась в страхе, отрекалась от страдания и жертвенности.
Данный сюжет весьма популярен в живописи в силу содержащихся в нём психологических и изобразительных возможностей. Одни художники традиционно следовали повествовательной линии: рисовали молящегося Христа и спящих учеников, окружали их любопытными бытовыми и пейзажными подробностями.
Сандро Боттичелли. 15 век
Джованни Беллини. 15 век
Других привлекало религиозно-духовное освещение сюжета, без лишних подробностей, отвлекающих от главного – образа Иисуса и идеи, которую он воплощает: идеи горячей молитвы, проникающей в ум и в сердце.
Михаил Нестеров. 19-20век
Николай Рерих. 19-20 век
Христова молитва имеет важное, можно сказать, основополагающее значение в аскетической практике борьбы с греховными помыслами. Библейские толкователи считали, что дьявол вновь принялся искушать Иисуса, пытаясь отвратить его от добровольного принятия крестных страданий во имя человечества. Пример Христа способствовал формированию молитвенных обычаев и ритуала: коленопреклонение, жестикуляция и т.п. Живописные изображения сыграли в этом не последнюю роль.
Денни Калверт. 17 век
Рафаэль Санти. 16 век
И всё же наиболее интересны произведения, в которых передано психологическое состояние Иисуса. Поставленные в ряд очень непохожие работы демонстрируют разнообразие чувств и переживаний Христа.
Педро Беругетте. 16 век
Джованни ди Паоло. 15 век
Ганс Гольбейн младший. 16 век
Александр Иванов. 19 век
Растерянность – у Беругетте, мольбы о помощи – у ди Паоло, страх и надежда – у Гольбейна, отчаяние – у Иванова…
Трагическое одиночество – вот главная тема «Моления о чаше».
С потрясающей силой выражена она в картине В. Перова.
Василий Перов. 19 век
Эта не слишком известная картина ассоциативно отсылает к «Гефсиманскому саду» Б. Пастернака:
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
Композиционно и семантически близка работе Перова картина Джеймса Тиссота. Однако выполнена она в обобщённо-символистском стиле, и художник трактует идею противостояния телесного и духовного иными изобразительными средствами.
Джеймс Тиссот. 19 век
Все стадии душевной борьбы Христа и его молений в Гефсиманском саду можно проследить в работах живописцев.
Карл Блох. 19 в.
«Отче, если это может Меня миновать – да минет!»
Вильгельм Котарбинский.19 в.
«Если не может миновать, Отче, пусть будет».
Фридрих Овербек. 19 в.
«Да будет воля Твоя…»
Сюжет моления о чаше, как и другие библейские сюжеты, нашел воплощение в поэзии. Из лучших в русской литературе – стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «В Гефсиманском саду» и Бориса Леонидовича Пастернака «Гефсиманский сад» (из цикла стихотворений Юрия Живаго).
Галина Толова
Источник: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_11_206
*
См.:
Карта сайта
Выставочный зал
© 2017 1083