СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Евангельские сюжеты в зеркале искусства. Рождество (2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поклонение пастухов

Вифлеемские пастухи первыми узнали о рождении Спасителя. В ту ночь они пасли свои стада в поле, и явился им ангел, и свет божественный осиял их. Ангел дал им знак: «вы найдёте младенца в пеленах, лежащего в яслях». После чего явилось множество других ангелов. Они славили Бога и пели. Поспешив, пришли они в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они рассказали о том, что слышали от ангелов. Мария же сохранила в сердце своём все слова их.

Пастухи, именуемые также «пастырями», в символико-религиозном толковании – простые души. В Нагорной проповеди они называются «нищими духом», то есть смиренными, чувствующими и осознающими свои грехи и душевные недостатки, и «чистыми сердцем», то есть хранящими душу от дурных мыслей и желаний. Не случайно, проповедуя, Христос называл себя пастырем. Пастухи рассказали о новости рождения Мессии другим людям, поэтому их называют первыми евангелистами.

Поклонение пастухов редко встречается во фресках, чаще – в картинах.

Благовестие пастухам. Манускрипт 15 века

Хусепе Рибера. 17 в.

Ле Ортолано. 16 век

Пьетро Перуджино. 15–16 вв.

Жак – Батист Мано. 16–17 вв.

Братья Ленен. 17 век.

Можно заметить, что у европейских художников история с пастухами становится почти самостоятельным сюжетом. Аналогично развивается линия волхвов.

Поклонение волхвов

Волхвами или мудрецами называли учёных людей, занимавшихся наблюдением и изучением звёзд. Считалось, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие, верившие в грядущего Мессию, ждали, когда появится в небе новая звезда. Поскольку волхвы были люди благочестивые, Господь милостью своей дал им знамение. Увидев новую, необычную звезду, волхвы поняли, что ожидаемый Великий Царь родился. Звезда, двигаясь по небу, указывала им путь. По некоторым источникам путешествие волхвов длилось два года. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся младенец Иисус. В то время Мария и Иосиф жили в городе, в доме, куда они перешли из пещеры. Войдя в дом, волхвы поклонились Иисусу и поднесли ему свои дары: золото, ладан и смирну, которые, согласно Иоанну Златоусту, символизируют науку, любовь и послушание.

Бартоло ди Фреди.14–15 вв.

Гертген тот Синт Янс. 15 в.

Другие религиозные толкователи утверждали, что своими дарами волхвы показали, что родившийся младенец Иисус есть и Царь, и Бог, и человек. Золото они принесли ему как Царю (дань), ладан – как Богу (его используют при богослужении), а смирну – как человеку, который должен умереть (умерших натирали благовонными маслами).

Джорджоне. 15–16 вв.

Предание сохранило имена язычников – волхвов, которые впоследствии приняли христианство: Мельхиор, Гаспар, Валтасар. Волхвов обычно изображали в соответствии с тремя периодами человеческой жизни: юность, зрелость, старость. Различались они и цветом кожи. Все это означало, что Божественное откровение открыто для всех, вне зависимости от возраста, национальности, языка и т.п. В некоторых случаях количество волхвов не ограничивалось тремя, а достигало двенадцати. Изображались они в окружении свиты, часто весьма экзотически выглядевшей.

Ульрих Апт.15–16 вв.

Сандро Боттичелли 15-16 вв.

Зрители могли в персонажах картины узнать своих современников и, как в случае с Боттичелли, даже самого живописца.

Икона, значительно более консервативная и каноничная, предпочитала не вычленять отдельные сюжеты, а включать их в основной повествовательный план. На иконах в центре представлено основное событие – Рождество Христово, а по сторонам все прочие эпизоды, так или иначе с Рождеством связанные. Благодаря чему, икона являлась всеобъемлющей формулой бытия.

Итало-греческая школа. 16 век Как видно на приведённых выше изображениях, в рождественский иконописный сюжет включаются многие упоминавшиеся уже повествовательные линии: ангельское благовестие пастухам, поклонение пастухов и волхвов (обычно слева и справа от Богородицы). В нижней части композиции представлены персонажи и эпизоды, требующие пояснений.

Омовение младенца

В апокрифических евангелиях встречается история о повивальной бабе по имени Саломея, которая не поверила в девственное рождение Иисуса и была за это наказана. «И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается, как в огне…» (Псевдо-Матфей). Исцеление Саломеи наступило, как только она поклонилась Младенцу и коснулась его. Эпизод купания, таким образом, подчёркивает идею истинности пришествия Бога в человеческом обличии (во плоти) и является прообразом Крещения Иисуса.

На храмовой мозаике и на фреске, относящихся к 12 веку, запечатлён эпизод омовения Христа, семантически закольцованный с его Крещением.

Рядом с Саломеей мы видим служанку, льющую в купель воду.

Иосиф Обручник

Иосиф – фигура, допускающая множество толкований и вызывающая споры исследователей и интерпретаторов, особенно, если рядом с ним представлен человек в козлиных шкурах и с посохом.

На повествовательном уровне Иосиф – муж Марии, находящийся в раздумьях и сомнении по поводу произошедшего чуда. Человек рядом с ним может быть обычным пастухом или сыном Иосифа Иаковом, сопровождавшим отца.

На символическом уровне неверие Иосифа воплощается в фигуре старца в шкурах и с клюкой, которой для убедительности могли пририсовывать хвост и рога.

Религиозные толкователи считали необходимым напомнить о пророке Исайе, провозгласившем: «Се Дева во чреве примет и родит Сына и нарекут Ему имя: Еммануил» (Ис. 7:14)

Рогир ван дер Вейден. 15 в.

Мастер Марк. Итало-греческая школа. 17 в.

Таким образом, на первый взгляд прозрачный и неприхотливый сюжет приобретает глубину и многозначительность. Развиваясь на протяжении многих столетий, он остаётся одним из любимейших не только для живописцев, но для поэтов, писателей, музыкантов. С празднованием Рождества Христова (25 декабря) связан рождественский цикл песнопений, сопровождающий православное богослужение.

За сорок дней до праздника начинается Рождественский пост, постепенно подготавливающий к приближающемуся событию, и песнопения извещают о грядущем участии в «великой духовной реальности Христова пришествия».

Накануне (24 декабря – Навечерие Рождества) совершаются богослужения:

– Часы.

– Вечерня.

– Божественная литургия.

В Часах объединены все основные темы праздника. В библейских чтениях, псалмах и гимнах, специальных для каждого часа, звучит радость и надежда, которые несёт Христово пришествие всему человечеству.

Непосредственно празднование начинается с Вечерни (литургический день, как известно, начинается с вечера). В торжественных песнопениях звучит мысль о вселенской значимости прихода в мир Иисуса.

За Вечерней следует Литургия – двойной праздник: для всех и для новоокрещённых. Завершается служба исполнением тропаря и кондака, посвящённых Рождеству. (Тропарь – это короткое песнопение, раскрывающее суть праздника. Кондак – жанр византийской гимнографии, раскрывающий историческое значение и догматический смысл празднуемого события). Утреня совершается по чину великих праздников. Звучит один из красивейших канонов православного богослужения «Христос рождается…». Остальные Рождественские песнопения передают дух и настроение праздника:

Веселитеся, праведнии,

Небеса, радуйтеся…

Шесть последующих дней в гимнах и песнопениях славятся Богоматерь и Христос. 31 декабря рождественский период завершается.

Приложения

1. Предлагаем послушать:

– Хор Московской Патриархии «Древнерусский распев»;

– Митрополичий хор русского кафедрального собора в Париже;

– Хор Ватопедского монастыря Святой горы Афон;

– Северное трехголосье. Рождественские песнопения.

Скачать все композиции (33 Мб)

2. Подборка рождественских стихотворений русских поэтов.

Галина Толова

Источник: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_9_152

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Выставочный зал

https://multiurok.ru/blog/vystavochnyi-zal.html

Рождество Христово: каким его увидели великие художники

https://multiurok.ru/blog/rozhdestvo-khristovo-kakim-ego-uvideli-velikie-khudozhniki.html

Категория: Всем учителям
23.03.2017 00:04


© 2017 437

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!