СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Евангельские сюжеты в зеркале искусства. Рождество (1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжет Рождества – один из первых не только символико-аллегорических, но и «исторических» сюжетов. Он повествует о рождении Богоматерью в Вифлееме Божественного младенца Иисуса Христа.

Первоисточник наших знаний о рождении Христа – Евангелие.

Кесарь Август повелел сделать перепись по всей земле, и Иосиф с Марией, ждущей ребёнка, пошли из Назарета в Вифлеем, где должны были записаться. Мест в гостинице не было, и они разместились в пещере, укрывающей скот от непогоды. Там Мария родила Сына и поместила его в ясли. В евангелии от Луки сказано: « Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». (Лука, 2:6–7)

Первыми весть о рождении Спасителя мира узнали пастухи. Им предстал Ангел и возвестил великую радость, и смиренные пастыри первыми удостоились чести поклониться Богомладенцу. Вифлеемская звезда, появившаяся на небе, возвестила о Рождестве Христовом волхвам (восточным мудрецам), которые принесли в дар Христу золото, ладан и смирну. Евангелисты (причём только Матфей и Лука) повествуют о событиях Святой ночи строго и лаконично. Все трогательные детали и подробности образ Рождества приобрёл благодаря апокрифам, легендам и народным преданиям, проповедям, создававшимся на протяжении многих веков и в большинстве своём не вошедших в церковный канон.

Исторически сложившиеся различия в развитии разных частей христианского мира (Запад – католицизм, Восток – православие) привели, как известно, к возникновению различных типов культуры. Это обстоятельство необходимо учитывать для верного понимания, в том числе, и рождественских сюжетов в западноевропейской живописи и в русской иконописи. Православная церковь строже соблюдала каноны, в том числе и живописные. Западная (католицизм, протестантизм) смелее шла к сближению светских и церковных элементов в искусстве. Несмотря на ряд расхождений Церквей (в календаре празднований, в разночтениях понятия Богоявления и др.), рождественский сюжет и праздник Рождества одинаково любим и почитаем всем христианским миром.

Самые ранние изображения Рождества Христова встречаются в катакомбах и на саркофагах.

Рисунок с катакомбной фрески (древнейшее изображение)

Изображение на саркофаге в Мантуе

Русская иконография Рождества берёт своё начало в Византии. Ранний изобразительный канон также византийский. Со временем появились отступления от канона, могла использоваться неполная схема или включались дополнительные сюжетные элементы. Однако, в отличие от европейской традиции, это скорее исключение из правил. Эталоном были признаны иконы письма Андрея Рублева как «наиболее православные» и каноничные.

Андрей Рублев. 15 век

Традиционно Богоматерь изображалась на фоне пещеры (вертепа) возлежащей на красном ложе. Рядом в яслях – младенец в пеленах, вол и осёл. По сторонам – пастухи и волхвы. В нижней части иконы, как правило, слева – задумчивый Иосиф; справа женщины, занятые обрядом омовения младенца. Вверху – ангелы и Вифлеемская звезда.

Иконы в былые времена называли «книгами для неграмотных». Визуально являемый образ на уровне повествовательном может быть понятен, однако он не исчерпывает всей глубины содержания, прежде всего сакрального.

Как явление многосложное, воплощающее в себе единство религиозных и эстетических черт, иконописное изображение требует понимания не только того, что изображено, но и что означает изображённое.

Не углубляясь в специфику идеографии и символики изобразительного языка, рассмотрим семантику персонажей, предметов, явлений, составляющих рождественский сюжет.

Пещера (вертеп), ясли

События Рождества происходят в пещере, упоминания о которой встречаются в апокрифах. «Тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы» Ис.,33:16. Пещера символизирует мир земной, над которым воссияла звезда мира горнего. Кроме того, гора, в коей находится пещера, может толковаться как воплощение Богородицы, а сама пещера символизирует её чрево.

Византийская икона 12 века

Икона 13 века. Синай

В восточнохристианской, особенно ранней, иконописи изображение горы и пещеры канонизировано. В европейской живописной традиции можно обнаружить варианты с навесом, лачугой, башней, колоннами, что расширяет семантику интерпретаций.

К примеру, ветхий дом – символ Ветхого завета, который должен быть заменен Новым.

Антониаццо Романо. 15 век

Фра Беато Анжелико. 15 век

Мартин Шонгауэр. 15 век

Ясли, куда Мария уложила Младенца, воплощают небесный Престол и одновременно могут считаться прообразом смертного одра, а пелёнки – погребальных пелен. Следует заметить, что в религиозно-символическом смысле некоторые элементы рождественского сюжета семантически закольцованы с эпизодами Страстей Господних, Воскресения, Вознесения и др. (начало и конец земной жизни Христа).

Икона 17 века

Рождественская фреска 13 века. Эфиопия

Ханс Бальдунг. 16 век

Европейские живописцы вместо яслей порой изображали охапку сена или сноп колосьев, намекающий на таинства евхаристии (причащение хлебом).

Ридолфо Гирландайо. 16 век

Герард ван Хонсхорт. 17 век

Рядом с яслями изображаются животные – вол и осёл, появление которых в иконографии связывают с пророчеством Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осёл ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис., 1:3). Согласно религиозному толкованию, вол символизирует евреев, рождённых в законе, а осёл – язычников.

Сандро Боттичелли. 1516 вв.

Родившийся Мессия освободит одних от ярма закона, других от ярма идолопоклонства и примет всех.

В России влияние бытового сознания привело к замене вола коровой, а осла лошадью.

Богородица

Безусловно, центральная фигура рождественской композиции – Богоматерь.

В иконописных произведениях она обычно показана возлежащей, что демонстрирует её человеческую сущность. В европейской традиции Мария сидит, чем подчёркивается чудесная природа рождения ею Иисуса (Эммануила), или смиренно преклонила колени перед Сыном Божиим.

Икона русского Севера

Аарт Клаас. 16 век

Различия живописного и иконографического воплощения образа Богоматери проявляются в том числе в жестикуляции, ракурсе фигуры. На древнерусских иконах Мария изображена отвернувшейся от младенца, что имеет двойной смысл: во-первых, это означает, что она понимает принадлежность Христа не только ей, но всему человечеству. Во-вторых, она сама отныне принадлежит миру, становится заступницей и утешительницей, что сакрализует её образ, обращает к сфере высшего и вечного.

В живописи, особенно со времён эпохи Возрождения, образ Богоматери «оземляется», гуманизируется. Уменьшается доля условности в изобразительном языке. Создание иконы почиталось актом благочестия. Картина демонстрирует опыт и индивидуальное мастерство художника.

Икона Новгородской школы. 15 век

Федерико Бароччи. 16–17 вв.

Якоб Бакер. 17 век

Илья Репин. 19–20 вв.

Звезда

Рождественская, или Вифлеемская, звезда – семантически важный элемент сюжета. Луч, исходящий от звезды и освещающий ясли, указывает на главное чудо – явление миру Спасителя. От Младенца тоже исходит свет: в иконах от крестчатого нимба, в картинах от тела Христова. Эти два источника света соединяются, образуя ось композиции.

Византийская икона 12 века

Фреска 14 века. Сербия

Якопо Бассано. 16 век

Василий Шебуев. 19 век

Рождественская звезда – это путеводная звезда, указавшая ищущим истину (волхвам) путь к ней, то есть к Богу, сказавшему: « Я есмь Путь и Истина и Жизнь».

Начиная с 17–18 веков звезда стала всё чаще заменяться ангелом/ангелами.

Ангелы

Слово «ангел» буквально означает «вестник». Бог посылает ангелов возвещать людям свою волю, для этого они принимают на себя видимый человеческий облик. В сюжете Рождества ангелы являют благую весть о рождении Спасителя людям (пастухам) и славят его. «Твое рождество, Христос Бог наш, просветило мир светом познания; через него поклонявшиеся звездам звездою были научены поклоняться Тебе, солнцу правды, и познать Тебя» (Тропарь праздника). Обращает на себя внимание сходство ангельской функции в истории Благовещения и Рождества. Количество ангелов на изображениях варьировалось от одного до трёх и пятнадцати, что имело символическое значение. Число «три» воплощает идею Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух). Число «пятнадцать» может трактоваться как число добродетелей, Страстей Христовых, псалмов восхождения. Постепенно количество ангелов перестаёт быть жестко определённым, что мы и наблюдаем в живописных произведениях.

Караваджо. 16–17 вв.

Григорий Гагарин. 19 век

Славящие (поющие) Богорождение ангелы учат и людей петь славу Богу. Не случайно в европейском искусстве можно встретить изображения ангелов с музыкальными инструментами, лентами и картушами в руках, на которых написано: «Я возвещаю вам великую радость». Кроме того, ангелы связывают воедино основной рождественский сюжет с двумя другими сюжетными линиями – поклонение пастухов и поклонение волхвов. Они могут представлять некое единство, что отражено, например, в иконах. Либо выделяются в самостоятельные истории, семантически, конечно, с Рождеством связанные.

Пьеро дела Франческо. 15 век

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Выставочный зал

https://multiurok.ru/blog/vystavochnyi-zal.html

Рождество Христово: каким его увидели великие художники

https://multiurok.ru/blog/rozhdestvo-khristovo-kakim-ego-uvideli-velikie-khudozhniki.html

Категория: Всем учителям
23.03.2017 00:03


© 2017 797

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!