СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-экскурсия «В начале жизни школу помню я…» по литографии В. П. Стасова «Актовый зал Лицея» (1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актовый зал. 1811 г. Архитектор Стасов В. П.

На данном уроке школьники учатся описывать интерьер, узнают о его раз­новидностях, поскольку именно в VI классе требования программы по раз­витию связной речи предполагают обу­чение умению описывать интерьер. При этом используется не просто кар­тина, а литографическое изображение.

Так как литография является исто­рическим документом, то её описание обогащает лексику учащихся и обще­культурными понятиями. Поэтому словарной и стилистической работе на данном уроке отводится значительное место. При этом часть работы проводится на нескольких уро­ках, предшествующих данному.

Основы умения описывать интерьер учащиеся получают в ходе работы над искусствоведческим текстом (здесь же повторяются сведения о тексте и о на­учно-популярном стиле речи), а так­же во время игры-экскурсии. Такая игра ставит ребят в условия внеуроч­ного общения (Н. И. Жинкин), при котором в большей степени развивается монологическая речь. В сильном классе можно не проводить предварительной подготовки, посколь­ку уже в ходе урока (особенно при словарно-стилистической работе) уча­щиеся подготовлены и экскурсоводом может выступить сильный ученик.

Урок учитывает так­же и межпредметные связи (с литера­турой и историей).

В зависимости от уровня подготов­ки класса можно исключить один из этапов урока (работу с искусствоведческим текстом или игру-экскурсию).

Предварительная словарно-стилистическая работа:

- составить предложения со следую­щими словами и словосочетаниями (их значение объясняет учитель): интерь­ер, лицей, литография, символ, аллего­рические фигуры, античность, боги­ня Афина, город Афины, Аполлон, патриарх, изразцовые печи, рекреацион­ный зал, архив;

- из приведённого списка выписать в тетрадь только имена собственные: Александр Сергеевич Пушкин, музей, поэт, Царскосельский Лицей, доку­мент, Гавриил Романович Державин, Отечественная война, Иван Ивано­вич Пущин;

- подобрать синонимы к следующим словам: зодчий, парадный, орнамент;

- разобрать по составу следующие сло­ва: одноглавые, олицетворяющие, леп­нина, интерьер, канделябр, портьеры, роспись, орнамент, барельеф, полотёр, капитель, бра;

- подобрать однокоренные слова к слову кайма.

Цели урока:

1) подготовить уча­щихся к сочинению — описанию ин­терьера;

2) обогатить лексику уча­щихся словами на тему «Интерьер»;

3) познакомить учащихся с составле­нием рассказа-экскурсии по картине;

4) показать особенности речи экскур­совода;

5) научить проведению экскур­сии с опорой на текст по искусству;

6) ввести в словарь учащихся новые искусствоведческие термины и слова, связанные с проведением экскурсии, а также слова: лицей, литография, пор­тьеры, канделябр;

7) закрепить зна­ния о научно-популярном стиле речи.

Оборудование урока:

- лито­графия В. П. Стасова «Актовый зал Лицея»;

- репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском акте»;

- искусствоведческий текст С. Д. Руденской.

Ход урока

Вступительное слово учи­теля.

В жизни каждого из нас осо­бое место занимает школа. Огромную роль сыграла школа в жизни великого рус­ского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Точ­нее не школа, а лицей.

Название учебного заведения Лицей пришло к нам из Древней Греции.

Некогда на одной из окраин грече­ского города Афины при храме бога Аполлона Ликейского — покровите­ля поэзии, музыки, искусства, распо­лагалась роща, где Аристотель учил своих учеников (ликеистов).

Лицей, в котором учился А. С. Пуш­кин, был одним из первых привилеги­рованных мужских средних учебных заведений в России. Позднее откры­лись и другие лицеи. Но Царско­сельский Лицей 1811 — 1817 годов ос­тавил наиболее яркий след в истории русской культуры.

Роль Лицея в жизни Пушкина не­возможно переоценить, ибо она опре­делена самим поэтом, всей его поэзи­ей, всей жизнью. Лицейский период — это не просто период жизни великого поэта, это целая эпоха. В Лицее про­шли отроческие годы, произошло ста­новление его личности. Александр Сергеевич Пушкин всю жизнь хранил в своём сердце луч­шие воспоминания о лицейских годах, о наставниках и первых друзьях. В Лицее поэта посетила его вдохновен­ная муза, здесь же великий предше­ственник поэта — Державин благосло­вил его на будущее поприще. В Ли­цее окрепла дружба с Иваном Пущи­ным, поистине бесценным другом, ко­торый, пройдя ссылку, уже в конце жизни, написал о Пушкине свои вос­поминания. Всю жизнь Пушкин чер­пал силы в Лицее, в воспомина­ниях о прошедшем, о своей безмятеж­ной юности, о том благословенном вре­мени, в котором он почувствовал и вос­пел идеал дружбы, озарённой желани­ем общего блага, братства и свободы. Недаром у Лицея был девиз: «Для Общей Пользы».

Сейчас Царскосельский Лицей про­должает жить и как музей, и как жи­вое воплощение во вновь организуе­мых лицеях, которые стремятся во­брать в себя лучшие черты прежнего Лицея и продолжить его традиции.

Лицей явился свидетелем необычай­но важного события, ставшего решаю­щим, поворотным в жизни Пушкина. 8 января 1815 г. здесь состоялся экза­мен: лицеисты переходили с младше­го курса на старший. Пятнадцатилет­ний Александр Пушкин в переполненном зале в присутствии прославлен­ного поэта Гавриила Романовича Дер­жавина читал своё глубоко патриоти­ческое произведение, гимн народу, по­бедителю в Отечественной войне, — «Воспоминания в Царском Селе».

Этот торжественный момент изобра­зил художник И. Е. Репин на карти­не «Пушкин на лицейском акте». Ху­дожник задумал осуществить работу к столетию со дня основания Лицея. Репин написал картину о встрече двух поэтических поколений, воплотивших две литературные эпохи — уходящую и наступающую (демонстрация карти­ны). Старый Державин вслушивает­ся в стихи юного Пушкина и, кажется, видит грядущий день русской поэзии. Работая над этой картиной, И. Е. Репин тща­тельно изучил быт, эпоху, интерьер Лицея. Он беседовал с бывшими его воспитанниками, ещё помнившими пре­жнюю обстановку и атмосферу. Кар­тина эта — своеобразный историчес­кий документ.

Чтение Александром Пушкиным стихотворения «Воспоминания в Цар­ском Селе» произвело огромное впе­чатление на всех присутствовавших. Вот что писал друг Пушкина Иван Иванович Пущин: «На публичном нашем экзамене Державин, державным своим благословением, увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-това­рищи его, гордились этим торжеством. Пуш­кин тогда читал свои «Воспоминания в Цар­ском Селе». В этих великолепных стихах затронуто всё живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным ожив­лением. Когда же патриарх наших пев­цов в восторге, со слезами на глазах бро­сился целовать его и осенил кудрявую его голову, мы, все под каким-то неведомым вли­янием, молчали. Хотели сами обнять наше­го певца — его уж не было: он убежал!.».

Сам Александр Сергеевич вспоми­нал: «Державина я видел только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Он дремал до тех пор, пока не начался зкзамен в русской словесности. Тут он оживил­ся, глаза заблистали; он преобразился весь. Наконец вызвали меня. Я прочёл мои «Вос­поминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошёл я до сти­ха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня тре­бовал, хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли».

Сегодня мы с вами познакомимся с тем залом, в котором прочитал своё стихотворение великий русский поэт. Это большой актовый зал Лицея. Од­ному из крупнейших зодчих Василию Петровичу Стасову было поручено пе­рестроить дворцовый флигель в Цар­ском Селе, где решено было размес­тить новое учебное заведение — Ли­цей. Актовый зал Лицея, который вы увидите, изображён не на картине, а на литографии. [Литография — это способ плоской печати, где печатной формой служит поверхность камня (известняка), на которую жирной ли­тографской тушью или карандашом наносится изображение.] Итак, перед вами литография В. П. Стасова «Ак­товый зал Лицея» (демонстрация).

Беседа по картине.

Итак, перед нами интерьер — ар­хитектурно и художественно оформлен­ное внутреннее помещение здания. Ин­терьер бывает двух видов: обществен­ный и жилой. В первом из них можно выделить театральный, спортивный, ма­газинный и т.д. интерьер. Какой ин­терьер перед нами? Как вы думаете? (Общественный.)

А хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изображено на литогра­фии? Как бы вы чувствовали себя, если бы вам довелось сдавать свой первый экзамен в подобном месте? (Наверное, я бы очень нервничал, поскольку во­круг необычная обстановка. Все тор­жественно, парадно. Но, с другой сто­роны, обстановка создаёт особый на­строй: хочется действительно хоро­шо ответить, не подвести учителя.)

Что сразу обращает на себя внимание, когда смотришь на этот громадный зал? (Сразу обращаешь внимание на длин­ный стол, покрытый ярко-красной скатертью.)

Посмотрите, в тон скатерти подобраны стулья. Какого они цвета? (Бордового.)

Итак, скатерть алая, стулья бордо­вые, но всё это оттенки красного цве­та. Что ещё вы можете сказать про ска­терть, стулья? Что вы видите непо­средственно на столе? (Скатерть за­канчивается золотистой бахромой. Деревянная часть стульев также золотистого цвета. На столе два красивых, искусно сделанных подсвеч­ника со свечами.) Подобного рода подсвечник с разветвлением для не­скольких свечей или ламп называется канделябр. Какие ещё детали в интерьере зала красного цвета или его оттенков? (На окнах малиновые што­ры с тяжёлыми складками. Кисти, вероятно, предназначены для того, чтобы открывать шторы.) Это не совсем обычные шторы. И называют­ся они портьеры. Это слово заим­ствовано из французского языка. Пор­тьера — плотная занавеска из тяжё­лой материи на окне или двери. Что ещё вы можете сказать про окна? (Они достаточно широкие, поэтому в зале много света. Между окнами зер­кала, в которых отражаются различ­ные фигуры, видимо, изображённые на противоположной стене.)

Где вы видите роспись? (Стену, ко­торая расположена между арками, также украшает роспись. Вверху, ближе к потолку, изображена какая-то сцена. Чуть ниже мы видим жен­щину, которая стоит, высоко подняв руки. На голове у нее корона. Види­мо, это богиня. На потолке тоже красивый орнамент.)

Обратите внимание: на литографии, изображающей Актовый зал Лицея, мы видим роспись, похожую на лепнину (выполнена клеевыми красками «под лепное» изображение. Создаёт­ся впечатление, что украшения, ри­сунки налеплены.)

Рассмотрим пото­лок. Попробуйте описать его. (Пото­лок розоватого цвета. На нём тоже очень много различных украшений.) Подобные украшения, а точнее изоб­ражения па плоскости, в которых фи­гуры слегка выступают над поверхно­стью, называются барельефом.

Посмотрите, какие необычные люст­ры существовали в те времена, когда жил и учился А. С. Пушкин! Попро­буйте их описать. (Нижняя часть люстры напоминает тарелку. Види­мо, она сделана из стекла, потому что в ней отражается стол. От тарел­ки к самому потолку идут цепи, внутри которых фигура, напоминающая морской якорь. Фигура, похожая па якорь, и край круглой части люстры медного цвета.)

А ведь совсем не случайно нижняя часть люстры плоская, похожая на та­релку. Мы с вами не знаем, с помощью чего освещалась комната: при помо­щи свечей или газа. Если при помощи свечей, то воск капал как раз на эти тарелки, и было очень удобно выти­рать плоскую поверхность.

Теперь давайте повнимательнее рас­смотрим пол. Попробуйте его описать. (Пол напоминает шахматную доску: более светлые клетки (бежевого цвета) чередуются с тёмными.) Посмот­рите, как блестит паркет, как хорошо он натёрт. Раньше была даже такая профессия — полотёр — тот, кто до блеска натирает паркет, следит за ним. В Актовом зале дубовый паркет. А знаете ли вы, чем ещё можно по­крыть пол? (Досками, плиткой. В де­ревнях чаще всего пол просто из досок.)

Чего ещё мы с вами не заметили в этом большом зале? О чём мы забыли сказать? (Между столом и стеной изображены высокие белые колонны, подпирающие потолок. Они не гладкие, а ребристые.) Эти колонны при­дают особую торжественность Акто­вому залу. А заканчиваются они так называемой капителью — венчаю­щей частью колонны. Посмотрите, в самом верху колонны словно неболь­шой узел, закругление, выступ. Это и есть капитель.

Посмотрите внимательно на арки, а точнее на то, что изображено чуть дальше. Там, наверное, уже другой зал, зеленоватого цвета. Что вы видите там? (На окнах висят тёмно-зелёные тяжёлые шторы. Наверное, бархат­ные. А между окнами, на стенах, ви­сят светильники.) Кто знает, как на­зывается настенный светильник? (Бра.)

Итак, перед нами настоящий памят­ник прошлого. А такие вещи лучше всего удаётся описывать людям, све­дущим в этом деле: историкам, архи­текторам, экскурсоводам. Для этого вам нужно ещё много учиться. Мы сей­час попробуем провести экскурсию, ис­пользуя литографию В. П. Стасова «Актовый зал Лицея», и представим, что находимся в этом парадном зале. Правда, сначала нам нужно уточ­нить, в чём особенности речи экскурсовода. Что это за профессия? (Эк­скурсоводами называют людей, рас­сказывающих о каких-либо истори­ческих памятниках, литературных местах и т. д.)

Что свойственно речи экскурсовода? (Во-первых, в его речи много терми­нов, связанных с тем, о чем он расска­зывает. При этом экскурсовод дол­жен рассказывать так, чтобы всем было понятно: если перед ним взрос­лые, он может использовать различ­ную лексику, если же перед ним дети, экскурсоводу следует говорить более простым и доступным языком. Так­же в речи экскурсовода обязательно должны присутствовать слова, свя­занные непосредственно с экскурси­ей: подойдите поближе, обра­тите внимание, посмотрите на эту картину, взгляните.)

Имен­но эти слова помогают удерживать контакт со слушателем. Экскурсовод должен не только рассказывать, но и показывать. В этом ему помогают же­сты, мимика. Если он будет говорить монотонно, неэмоционально, то никто и слушать его не будет. А для того, чтобы о чём-то рассказывать, нужно многое знать. Следует свою точку зре­ния подтверждать или опровергать мнениями различных авторитетных людей: писателей, искусствоведов, учё­ных. К тому же речь экскурсовода имеет определённую структуру. Какую? (Сначала экскурсовод привет­ствует слушателей, говорит о теме экскурсии. Затем он переходит не­посредственно к экскурсии. В самом конце он просит задавать вопросы, отвечает на них и прощается со слу­шателями.)

Слушателей экскурсии назы­вают экскурсантами. Вы почти готовы к тому, чтобы стать на­стоящими экскурсоводами. Но снача­ла давайте познакомимся с искусст­воведческим текстом об этой картине. Послушаем, что же нового об Актовом зале Лицея нам рассказал человек, который очень долго и кропотливо изучал 100-летнюю историю Царско­сельского Лицея. Автор этого текста С. Д. Руденская.

Большой зал Лицея — это действительно большой и парадный зал. Он двусветный, с четырьмя колон­нами и четырьмя арками. Стены его расписаны под розовый мрамор, переходящий в лиловый. Между окнами — над зеркалами, в арочных проёмах, на торцовой стене, потолке и двух изразцовых печах — росписи: венки, воинские доспехи, одноглавые орлы — символы победы, две аллегорические фигуры, олицетворяющие гениев наук, античная сцена — Афина обучает юношей. Дубовый паркет выложен крупными шашками. Зал выглядит необыкновенно светлым. Окна, расположенные друг против друга, и зеркала в простенках зрительно увеличивают его пространство. Оконные переплёты и двери, как и везде в Лицее (снаружи и изнутри здания), окраше­ны жёлтой масляной краской под дуб.

И. И. Пущин называл в своих воспоминаниях этот зал рекреационным (предназначенным для исполь­зования во время рекреации — перерыва между уро­ками). В обиходе чаще его называли просто лицей­ским, в архивных документах кроме Большого он именуется ещё и гимнастическим, так как служил для отдыха, игр, фехтования и танцев. В то же вре­мя это было единственное парадное помещение, где происходили все торжественные акты. Обычно в Большом зале было пусто, но в торжественных слу­чаях сюда вносили стол, покрывали его красной ска­тертью, ставили лучшую мебель.

Категория: Всем учителям
28.10.2016 00:46


© 2016 1371

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!