СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игорь Грабарь всю жизнь писал зиму.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Андрей Манчук

Игорь Грабарь всю жизнь писал зиму. Один только подсвеченный солнцем иней выписан у него в десятке картин.

Грабарь происходил из известной семьи закарпатских русинов. Внук видного украинского слависта Добрянского, он родился в Будапеште, в семье депутата австрийского парламента, и позже эмигрировал в Россию. Учился живописи в Париже и Мюнхене. С 1913 по 1925 год Грабарь работал директором Третьяковки. Он был одним "из тех крупных квалифицированных интеллигентов, которые просто и без оговорок перешли на службу к Советскому правительству" - писал о нем Луначарский. Дружил с женой Троцкого Натальей Седовой, с которой сотрудничал во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. С 1918 по 1930 руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944-го работал научным руководителем мастерских и возглавил комиссии по конфискации картин из усадеб и икон из монастырей. В сорок третьем году Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Народный художник СССР, действительный член АН СССР, действительный член Академии художеств СССР.

"В 1918 году Грабарь участвовал в организации Главмузея - музейного отдела Наркомпроса. Две проблемы интересовали его в это время - спасение художественных произведений и их реставрация. В том же году Грабарь создал первую реставрационную группу, которая занималась обследованием архитектурных памятников Москвы, предприняла экспедиции в разные районы страны - по Волге, Оке, Северной Двине и Белому морю, на Онежское озеро, в Крым и Закавказье. На основе этой группы позднее были созданы Центральные государственные реставрационные мастерские. Он принимал активное участие в создании государственного музейного фонда, перераспределявшего художественные ценности по российским музеям, в национализации крупнейших художественных собраний, в том числе сокровищ Троице-Сергиевой лавры, которая происходила под личным наблюдением Ленина, в изъятии церковных ценностей, лучшие образцы которых попадали в музеи, обогащая коллекции декоративного искусства. К числу дел, которыми в этот период занимался Грабарь, нужно отнести работу в Академии истории материальной культуры, руководство в течение нескольких лет художественно-постановочной частью Малого театра, преподавательскую деятельность, которая вошла в его жизнь как естественное продолжение научной и реставрационной работы. В 1921 году в Московском университете на вновь созданном отделении истории искусства Грабарь читал уникальный в мировой практике курс лекций по научной реставрации художественных произведений. В то же время Грабарь продолжал работать в Третьяковской галерее, где под его руководством были организованы выставки Рокотова, Левицкого, Репина, Врубеля, Коровина, Сомова, Кончаловского".

В 1955 году Грабарь подарил Ужгородскому музею 49 своих работ, включая иллюстрации к произведениям Гоголя. Улица имени Игоря Грабаря к этому времени существовала в Ужгороде уже тридцать лет. Академик лично привез картины на Закарпатье, попутно осмотрев мозаики под куполом киевской Софии и иконы работы Врубеля в Кирилловском монастыре, Печерскую лавру, Владимирский собор, Андреевскую церковь и Выдубецкий монастырь. 84-х летний старик, по собственным словам, по несколько часов "лазил по лесам" под куполами этих памятников.

"Зимнее утро". 1907 г.

12.01.2019 21:07


Рекомендуем курсы ПК и ПП