СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Игровая технология
на уроках и внеурочной деятельности младших школьников
как средство оптимизации
коррекционно – развивающего процесса
Игровая деятельность
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр.
Игровые технологии в период школьного обучения
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловые игры
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Цель использования технологии:
Воспитание познавательных процессов и активизация деятельности учащихся, развитие любознательности и формирование позитивного отношения к учёбе
Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
Результат использования технологии:
У игры как у вида деятельности выделяют следующие функции:
Игру от других видов деятельности отличают следующие черты:
Структура игры:
Структура игры как процесса деятельности:
Игра как метод обучения применяется:
в качестве самостоятельной технологии для освоения темы, понятия, а также раздела учебного предмета;
Группы игр по характеру организации педагогического процесса:
На основе характера игровой методики выделяют следующую типологию игр:
Игровая среда в значительной мере определяет особенность игровой технологии. Следовательно, различают игры с предметами и без них; уличные, настольные, комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
«Игровая технология», кроме выше названных критериев, обязательно должна соответствовать требованиям, обоснованным психологически. Это необходимые требования обучающего процесса использования игровых ситуаций в детском саду, создание возможности детям взятия на себя роли действующего персонажа в данной игровой ситуации. Такая организация совместной деятельности педагога и детей является средством, которое воссоздаёт некоторые элементы игры, способствует более лёгкому преодолению разрыва, возникающего при переходе приоритета от игровой деятельности к учебной.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает широкую группу приемов и методов организации педагогического процесса. Проявляется в форме различных педагогических игр. В отличие от всех остальных игр педагогическая игра обладает одним существенным отличием: это четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Они могут быть выделены в явном виде, обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
От предметной игры необходимо переходить к сюжетно-ролевой и дидактической. От занятий всего лишь один шаг к прообразу будущих школьных уроков. Но, если в детском саду только «играть», а в школе сразу исключительно «учить», то слишком значительным станет различие между дошкольным периодом детства и начальной школой.
Игре сопутствует занятие. В это понятие вкладывается следующий смысл: занятие, как «занимательное дело», формы работы с детьми (эксперимент, ситуация, проект и т. д.).
На современном этапе образования большую актуальность приобретает информатизация образовательного процесса. Занятия, а в будущем образовательные проекты в детском саду имеют собственную специфику: эмоциональность, яркость, привлечение большого иллюстративного материала, использование звуко- и видеозаписей. Это обеспечивает нам компьютерная техника и ее мультимедийные возможности. При этом компьютер не заменяет воспитателя, а только дополняет его. Оптимальное сочетание живой речи и мониторных картинок крайне важно, так как дети в современную эпоху проводят значительное время за экранами мониторов. Гаджеты заменили им живое общение с родителями, сверстниками, воспитателями, учителями. Задача воспитателей: устранить данную проблему, восполнить реальное общение.
Но хочется подчеркнуть значимость современных компьютерных технологий, их уникальных возможностей в развитии как интеллектуальных, так и художественно-творческих способностей детей. Они позволяют ребёнку выразить себя, наиболее полно раскрыть свои способности в рамках образовательных программ. Информатизация обучения обеспечивает полноценное становление и развитие личности ребёнка, взаимосвязь содержания и образовательной работы, воспитание детей с огромным уровнем знаний, умений и навыков. Этот уровень станет в школе опорой для дальнейшего образования.
Игровая технология
Игровая технология строится в виде целостного образования, охватывающего определенную часть учебного процесса и объединенного общим сюжетом, содержанием, персонажем. В нее последовательно включаются:
При этом развитие игрового сюжета происходит параллельно основному содержанию обучения. Игровой сюжет помогает освоить ряд учебных элементов и активизировать учебный процесс.
© 2021, Маряничева Екатерина Викторовна 2999