СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мои педагогические находки: «Игровые приемы на поддержание дисциплины и концентрации внимания школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своём эссе я поделюсь с вами как сконцентрировать и удержать внимание младших школьников на уроке.Начну с того, что, прежде всего, со своими первоклассниками мы сразу договорились о том, чтобы было комфортно работать всем, нужно понимать друг друга. Для этого мы составили сразу перечень правил, которых мы зафиксировали на бумаге, где они расписались, за свои обязанности которые они должны соблюдать. Так они чувствуют себя взрослыми. За каждый положительный поступок, дети получают смайлик. В конце недели мы подсчитываем смайлики и выделяем самых дисциплинированных ребят.

Следующий приём, применяемый в работе это «Светофор», который помогает установить дисциплину в классе. У меня есть три карточки: красная, жёлтая и зелёная. Во время урока я поднимает одну из карточек – это означает, что ученикам нужно быть внимательными, сейчас поменяется вид работы. Перед использованием карточек расскажите детям правила: «Красный» - на уроке – слушать учителя. «Жёлтый» – приготовьтесь, общаемся по очереди, но, не перебивая друг друга (учителя это тоже касается). «Зелёный» – можно идти, то есть, начинается командная работа или свободное общение.

У первоклассников ведущим видом деятельности все еще остается игра, поэтому, чтобы ребенку было несложно сосредоточиться на выполнении задания, я создаю игровую атмосферу. В своей работе я использовать игру «Фишки». Перед началом урока я с детьми решаю, какое слово или действие будет считаться сигнальной фишкой (например, покашливание или фраза «А теперь …»). Далее первоклассники должны в ходе занятия замечать, когда прозвучит этот сигнал и фиксировать его (например, ставить палочку на листочке или рисовать кружочек и т.д.). В конце урока следует проверить, кто справился с этим заданием и определить самого внимательного ученика

Отлично помогает привлечь внимание эффект неожиданности, удивить первоклассников внезапным появлением какого-то предмета. Я использую «волшебную кисточку», которую передаю в руки какому-нибудь ребенку, при этом задаю ему вопрос, на который он должен ответить и передать «волшебную кисточку» другому ребенку. Если ребенок не отвечает, кисточка возвращается обратно.

Очень часто, для концентрации внимания во время урока или беседы, я периодически прошу детей повторить последние два-три слова, которые произнесла.

Еще один очень распространенный прием — «забывчивость». В ходе рассказа я делаю вид, что забыла, о чем хотела дальше сказать, и прошу детей подсказать. Естественно, это нужно спланировать так, чтобы детям было понятно, какой фрагмент речи пропущен.

Перед началом урока, обычно после перемены, когда дети возбуждены и не могут сосредоточиться на звонке, я использую приём «кто меня слышит». Обычно я тихо говорю: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики слышат и поднимут руку. Этот жест привлечет внимание некоторой части учеников. Далее я повторяю, слегка изменяя тон и тембр голоса: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые ученики поднимают. После этого еще некоторое количество учащихся отвлекутся от разговоров и прислушаются к учителю. Далее они также будут выполнять распоряжения учителя. Затем я говорю, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза». В классе раздаются хлопки, которые невозможно не услышать, и они настораживают остальных. После этого я громко и внятно говорит: «Кто меня слышит, сядьте». Этот прием очень действенный, но его нельзя часто применять.

Во время урока, когда дети начинают терять внимание, я использую приём «Где теперь муха?». Для этого приёма нужно игровое поле, разделенное на клетки и «муха», которая располагается на этом поле. После чего я называю направление, а ребёнок следит глазами и ставит муху в итоговую клетку. Например: «Муха одна клетка вверх, две клетки вправо, 1 клетка вверх и т.д.»

Еще один вариант этого приёма: «Муха в сетке». Муха помещается в центре поля, ей нельзя дать вылететь из сетки. Я называю направление, ребёнок следит глазами, если следующий ход отправит муху за пределы поля, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, муха возвращается в центр поля.

Инструкция: «Хлопни в ладоши, если муха будет рядом с краем поля. Муха одна клетка вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх и т.д.».

Кроме этого в последнее время в каждом классе есть гиперактивные дети, которых очень сложно усадить и сконцентрировать их внимание. Эти же ребята в основном в классе и являются нарушителями дисциплины, так они своими действиями мешают окружающим. В таких случаях я использую следующий прием: сажусь рядом с нарушителем дисциплины и, молча, смотрю ему в глаза. Потом я могу его спросить: «Ты хотел моего внимания. Я тебя слушаю». Обычно такая смена обстановки настораживает таких детей и они затихают. Так же в таких ситуациях применяю « приём - пересаживание». Например, предлагаю ученику провести 5 минут на стуле размышлений. Этот стул не похож на другие, стоит в любом месте класса, отдельно от других стульев. Ребёнок чувствует некую неловкость в такой ситуации и больше не стремиться оказаться на нем в центре внимания.

Для повышения внимательности детей на уроке их нужно привлекать к участию в учебном процессе. Учителю не стоит много разговаривать на уроке. Лучше вести диалог, давать ученикам возможность высказать свое мнение, добиваясь от них ответной реакции.

Умение удерживать внимание первоклассников на уроке — очень важный навык для учителя. От этого зависит дисцмплина в классе во время занятия и успеваемость его учеников.

26.04.2023 18:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!