СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индия. Агра. История Тадж-Махала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тадж-Маха́л (Taj Mahal) «Корона дворцов» — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, на берегу реки Джамна (Ямуна). Построен по приказу потомка Тамерлана, падишаха империи Бабуридов Шах-Джахана, в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан). Тадж-Махал считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы индийского, персидского и арабского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из всеми признанных шедевров всемирного наследия».

15

В 2007 г. Тадж-Махал вошёл в список Новых семи чудес света, составленный после опроса более 100 миллионов голосов, что выделяет его на общем фоне достопримечательностей нашей планеты.

Желание увидеть это чудо своими глазами было одной из главных причин почему мы отправились в Индию. Как только не называли знаменитый мавзолей Тадж-Махал! Известный индийский поэт Рабиндранат Тагор писал о Тадж-Махале, что этот памятник — «слеза, сверкающая на лице вечности». Но описать великолепие и красоту этого мавзолея словами просто невозможно.

Ежедневно Тадж-Махал посещают десятки тысяч человек, за счёт туристов «индийская жемчужина» приносит казне страны немалые деньги. За год Тадж-Махал посещает от 3 до 5 миллионов посетителей, из них более чем 200 000 — из-за рубежа. Экспозиции открыты с 6 утра до 7 часов вечера в будни, за исключением пятницы, когда комплекс открыт для молитвы в мечети в период с 12 часов вечера до 2 часов. Комплекс открыт для ночного просмотра в день полнолуния, а также за два дня до и после полнолуния, исключая пятницу и месяц Рамазан.

Движение транспорта с двигателями внутреннего сгорания вблизи комплекса запрещено, поэтому от автостоянки туристы идут пешком, либо можно подъехать на электрическом автобусе. При входе в Тадж Махал довольно серьезные меры безопасности. Проносить внутрь комплекса Тадж-Махал можно только воду в прозрачных бутылках, фотоаппараты, мобильные телефоны и небольшие дамские сумочки. Нашу видеокамеру стандартного любительского размера пришлось сдать в камеру хранения. После досмотра мы попали к главным воротам комплекса.

Главные ворота, как и основное здание, сделаны из мрамора, вход украшает ажурный портик, сверху — одиннадцать куполов, по бокам расположены две башни с белыми куполами.

9

Уже проходя эти ворота можно оценить красоту Тадж-Махала и попытаться сделать довольно оригинальный снимок.

10

Посетителей даже с утра уже очень много и сделать удачный кадр с минимальным их количеством в кадре крайне непросто.

С Тадж-Махалом связана древняя и очень красивая романтическая легенда. Индийский шах Джахан был очарован красотой бедной девушки, которая торговала на местном рынке, и женился на ней. Влюблённые поженились, когда красавице Мумтаз Махал было 19 лет. Шах-Джахан любил только её и не замечал других женщин. Жена императора стала его ближайшим советником, участвовала в ведении государственных дел и сопровождала мужа во всех военных походах. Она прожила с шахом 17 счастливых лет и у супругов родилось 13 детей. Однако счастью не суждено было длиться вечно, и Мумтаз Махал умерла во время родов их четырнадцатого ребенка. Император долго сидел у смертного ложа жены, неустанно оплакивая её. Убитый горем Шах-Джахан поседел и объявил в стране двухлетний траур. Он не смог забыть Мумтаз Махал и больше никогда уже не был счастлив. В память о своей любимой жене и годах их семейного счастья индийский правитель решил построить в Агре — столице Империи Великих Моголов, на берегу реки Джамна, самый прекрасный в мире мавзолей, равных которому нет на всей Земле, не было и не будет.

Сначала Мумтаз Махал похоронили в городе, в котором она умерла, в Бурхан-Нуре, а через полгода её останки переправили в один из самых процветающих городов Индии, Агру. Именно здесь безутешный вдовец решил построить для своей жены усыпальницу, которая по красоте должна была стать достойной Мумтаз и одним своим видом рассказывала бы потомкам историю невероятной любви.

8

Тадж-Махал начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году. Чтобы построить этот уникальный комплекс, в строительных работах было задействовано более 20 тыс. рабочих-строителей со всех концов Индии, а также архитекторы, художники, скульпторы и другие мастера из Венеции, Персии, Средней Азии и арабского Востока. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Дешенов-Ану, Макрамат Хана и Устада Ахмада Лахори. Главным автором проекта обычно считают Лахори. По другой версии, наиболее популярной среди гидов Тадж-Махала, одним из главных архитекторов был турок Иса Мухаммед Эфенди. Некоторые учёные даже считают, что мавзолей проектировал сам Шах-Джахан, страстно увлекающийся архитектурой. Он дал своему творению название, созвучное с именем умершей супруги — Тадж-Махал («Венец Дворца»). Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от окружённой крепостной стеной Агры. Шах-Джахану пришлось обменять этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху, на большой дворец в центре Агры.

Территория возле города Агра размером в 1,2 га была перекопана, после чего, чтобы уменьшить сыпучесть почвы, на ней был заменён грунт. Уровень намеченной для возведения мавзолея площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега реки. После этого рабочие выкопали колодцы, заполнили их бутовым камнем, получив, таким образом, фундамент, который к тому же должен был играть роль своеобразной подушки при землетрясениях и не давал бы комплексу разрушиться.

10

Интересный факт: вместо бамбуковых лесов архитекторы приняли решение использовать леса из кирпича: так было легче работать с тяжёлым мрамором. Каменные леса выглядели настолько внушительно, что архитекторы побаивались, что на то, чтобы их разобрать, потребуется несколько лет. Джахан нашёл выход из положения, объявив, что любой житель Агры может забрать себе нужное количество кирпичей — и строительные леса были разобраны за несколько дней.

Более тысячи слонов использовали для транспортировки строительных материалов, которые доставлялись из Индии и Азии. Блоки из мрамора тащили быки по специально построенному 15-ти километровому пандусу из утрамбованной земли на специально спроектированных телегах.

Самый важный строительный материал — полупрозрачный мрамор белого цвета привозили из города Макрана в штате Раджастхан, находившимся на расстоянии 300 км от Агры. В инкрустации стен использованы драгоценные камни и самоцветы, из чёрного мрамора выполнен декор с цитатами из Корана. Яшма привозилась из Пенджаба, жадеит, нефрит и другие кристаллы из Китая. Бирюза транспортировалась из Тибета, а лазурит из Цейлона, хризолит — с берегов Нила, в то время как сапфиры и рубины привозились с острова Шри-Ланка, а карнеол — из Аравии. В целом, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор.

На стройке работали скульпторы из Бухары, каменотёсы из Белуджистана, мастера инкрустации из южной Индии, каллиграфы из Персии и Сирии, а также специалисты и мастера по резке мраморного орнамента и возведению башен.

Поднимали мраморные глыбы на нужную высоту с помощью специальных приспособлений. Воду, необходимую для строительных работ, сначала добывали из реки, после чего сливали в водохранилище, откуда она поднималась в специальный резервуар и направлялась по трубам к стройке.

Перед мавзолеем находится роскошный парк, длина которого составляет 300 метров. Согласно описаниям очевидцев, в прежние времена Агра и ее парк поражал обилием растительности: здесь росли розы, нарциссы, огромное количество садовых деревьев. После того как Индия оказалась под Британской империей, вид парка существенно изменился — и он стал походить на обыкновенный английский газон.

15

Здание мавзолея создает уникальный архитектурный ансамбль в сочетании с парком, который разбит вокруг него. Все здания архитектурного комплекса Тадж Махал с геометрической точки зрения были чрезвычайно тщательно спланированы. Общая форма комплекса, включая дополнительные постройки, — прямоугольная, с длинной стороной в 600 и короткой в 300 метров.

Посреди парка, расположен облицованный мрамором оросительный канал, в центре которого был сооружён бассейн. Полностью отражаясь в неподвижных гладях искусственного водоёма, Тадж Махал словно парит над землёй подобно сказочному миражу.

Глядя на то, как я практически ползал по земле, делая следующий фотоснимок, туристы вокруг поначалу улыбались, но потом увидев результат (неплохой на мой взгляд непрофессионала в фотографии) несколько человек присоединились ко мне в этих фото-упражнениях.)

25

Строительство гробницы и платформы заняло примерно двенадцать лет. Остальные части комплекса строились ещё десять лет, и завершались последовательно: минареты, мечеть, джаваб, Большие ворота. Поскольку строительство велось этапами, существуют различные точки зрения о том, что можно считать окончанием строительства Тадж-Махала. К примеру, сам мавзолей был закончен к 1643 году, но после этого работы продолжались на оставшейся части комплекса.

Пятикупольный ансамбль мавзолея с четырьмя минаретами по углам размещается на квадратной платформе с длиной стороны 95,4 метра, его максимальная высота приближается к 74 метрам, высота минаретов — 41 метр.

15

В архитектуре мавзолея совмещены персидские, индийские и среднеазиатские элементы. Стены выложены полированным белым мрамором из Макраны и инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями (в том числе яшмой, бирюзой, агатом, лазуритом, малахитом и сердоликом), что позволяет им отражать солнечный и лунный свет.

Центральным зданием комплекса является мавзолей, повествующий об истории любви правящей четы Индии. Окружают это чудо света с трех сторон возведённые из красного песчаника зубчатые стены, оставив, таким образом, открытой для просмотра возможность лишь со стороны реки.

В архитектуре и планировке Тадж Махала скрыты многочисленные символы. Так, например, в парке, обрамляющем архитектурный ансамбль, растут кипарисы — олицетворение печали в исламе, а на входных воротах высечены четыре заключительных аята (откровения) из 89-й суры Корана «Заря» (Аль-Фаджр), обращённые к душе праведника: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!». Таким образом, можно понять замысел Шах-Джахана — он построил рай, где будет жить его возлюбленная. Современные же исследователи утверждают, что обезумев от горя, император задумал приблизиться к божественному знанию, сотворив рай на Земле. Порой Шах-Джахан говорил, что строит трон самому Аллаху.

По обе стороны от центральной усыпальницы были построены из красного песчаника два больших сооружения: здание слева жители Агры использовали как мечеть, а правая служила пансионом.

6

Построили их для баланса — чтобы во время землетрясения ничего не разрушилось.

Воздушность и ощущение «парения» мавзолею придают прежде всего необычные пропорции, когда высота здания имеет те же размеры, что и его ширина, а также огромный купол, который словно бы уносит за собой более мелкие элементы сооружения — четыре малых купола и минареты.

7

Фасад усыпальницы квадратной формы, при этом в него встроены полукруглые ниши, придающие массивному зданию невесомый вид.

4

Венчает мавзолей мраморный купол высотой в 35 метров, по форме напоминающий луковицу. Его венец выполнен в исламском стиле (рожки месяца направлены вверх) и изначально был из золота, но в 19-ом веке его заменили точной бронзовой копией. По углам гробницы, подчеркивая форму основного купола расположены четыре меньших свода, полностью повторяющие его форму. По углам мавзолея под небольшим наклоном в противоположную от усыпальницы сторону находится четыре украшенных позолотой минарета.

8

Наклон был предусмотрен уже на раннем этапе строительных работ, чтобы в случае землетрясения при падении они не смогли навредить основному сооружению.

2

Стены Тадж Махал возведены из мрамора белого цвета с инкрустацией из самоцветов (28 видов драгоценных и полудрагоценных камней) и разрисованы тонким узором.

5

Особенно много украшающих элементов можно увидеть на постаментах, воротах, мечетях, а также внизу мавзолея. В создании декоративных элементов Тадж Махала использовали различные штукатурки, краски, резные фигурки и каменные инкрустации.

5

В лучах света стены просто завораживают. Благодаря уникальному мрамору Тадж Махал на протяжении дня выглядит по-разному: днём в солнечную погоду мавзолей белого цвета, в дождь он выглядит словно полупрозрачным, на рассвете — нежно-розовый, при заходе солнца отливает золотом, а в лунную ночь становится серебристым.

Внутри Тадж Махал выглядит не менее примечательно, чем снаружи. Но показать как мавзолей выглядит внутри намного сложнее — фотографировать там строго запрещено. Однако наш гид смог договориться с местными сотрудниками и после того, как мы оставили определенное пожертвование, нам разрешили сделать один кадр, но только от самого входа. К счастью, в этой суете кадр удался:

12

Внутренний зал Тадж Махала представляет собой идеальный восьмиугольник. Высота стен составляет 25 метров, а потолок украшен в виде солнца и представлен внутренним куполом. Всё пространство внутри зала разделяется восемью арками, над которым можно прочитать цитаты из Корана. Четыре средние арки образовывают балконы с окнами, через которые в зал поступает свет, также солнечные лучи попадают в помещение через специальные отверстия в крыше. Стены внутри усыпальницы повсюду украшены мозаиками из самоцветов, которые образуют различные символы, растения, цветы, буквы.

Со внутренней стороны вдоль стен мавзолея проходит коридор, на каждом повороте которого размещена восьмиугольная камера. Во внутреннем зале в восьмигранной погребальной камере находятся кенотафы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана, изготовленные из белого мрамора. Сами могилы находятся под полом — в крипте под погребальной камерой. Кенотафы обнесены резной мраморной оградой, снаружи камеру венчает луковичный купол.

Безупречную симметрию всего комплекса Тадж Махал нарушает лишь кенотаф Шах-Джахана, который расположен возле надгробия жены, располагавшегося в свою очередь строго посередине мавзолея. Он был достроен позже и по размерам превышает кенотафий Мумтаз Махал, но украшен такими же декоративными элементами. На надгробии Мумтаз сделаны каллиграфические надписи, которые восхваляют её, а на могиле Джахана написано: «Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года».

Сотрудники комплекса, работающие здесь, показывают с помощью фонарика как светятся полупрозрачные мраморные узоры ограды и инкрустации из различных драгоценных камней, использованных в отделке. Потом нас спросили наши имена и один из служителей, обращаясь наверх к куполу, нараспев громко произнес их, демонстрируя фантастическую акустику помещения.

В момент когда звучное эхо на весь мавзолей Тадж Махал повторяло: «Ва-а-а-л-е-е-е-р-и-и-й!» — просто мурашки по коже, невероятные ощущения!

26.01.2024 04:54


Рекомендуем курсы ПК и ПП