СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества» п. Ханымей
Рассмотрен на заседании методического совета Протокол № _4_ «_16_» _мая_____ 2012 г. |
Утверждаю Директор МОУ ДОД «Дом детского творчества» ___________ М.Г. Крылосова «_28_» __мая_______ 2012 г. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СТУДИИ «МИР ФАНТАЗИИ»
Возраст детей: 9-12 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования
Ситдикова Галина Андреевна
п. Ханымей
2012 год
Пояснительная записка
В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (И. М. Бгажнокова, М. В. Браткова, А. В. Закрепина и др.). Однако разработка данного направления, несмотря на его актуальность и востребованность со стороны практических работников, до сих пор не приобрела технологической завершенности.
Индивидуальная образовательная программа (индивидуальный образовательный маршрут ребенка) – это документ, он содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Целевое назначение:
Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка и познавательными потребностями.
Исходя из этого, на образовательную программу «Бумагапластика», которая предназначена для детей, получающих дополнительное образование в студии «Мир фантазии», необходим аналог, но с условиями индивидуализации, по которой будет заниматься ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Для индивидуальных занятий выбран один вид деятельности – оригами, но более разширенный как бумагопластика. Согласно медицинского заключения данный ребёнок постоянно обучается индивидуально на дому по образовательной программе начального общего образования. Мальчик с сохранным интеллектом, в норме слух и зрение, 8 лет, обучается во 2 классе. Дружелюбный, легко идет на контакт, способный.
Образовательный маршрут вводит ребенка с ограниченными возможностями здоровья в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги дает возможность поверить в себя, в свои способности. Индивидуальный маршрут предусматривает развитие у воспитанника изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, будущего взрослого гражданина, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Один год обучения посвящены бумагапластике. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Ребенка с ограниченными возможностями здоровья постигает поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомится с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, ребенок приобретает навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой воспитанник познакомится со следующими техниками:
Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Этот вид деятельности близок любому ребенку. Занимаясь данным видом деятельности, ребёнок получит возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой, композиции. Увлекательные занятия позволят ребёнку открыть в себе творческие способности, развить воображение, пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Даже при незначительном усилии со стороны детей, работа привлекает своим необычным выполнением, вызывает желание сделать что-то оригинальное, необычное.
Направленность маршрута – декоративно-прикладное творчество. По уровню освоения – специализированный, содержит основы для раскрытия и развития способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, приобретение им специальных знаний и умений в избранном виде деятельности.
Актуальность заключается в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к творческому труду, и лучше всего это делать в младшем школьном возрасте. Возраст, на который рассчитан маршрут, и занятия ручным трудом располагают к развитию мелкой моторики рук, ребенок учится четкости, точности выполнения работы, развиваются эстетические качества, появляется потребность в самосовершенствовании.
Цель: обучение навыкам работы с бумагой, формирование позитивного отношения к художественному творчеству, развитие личностного потенциала через приобщение воспитанницы к нескольким видам декоративно-прикладного творчества оригами.
Задачи
Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Принципы построения образовательного процесса:
- включение детей в активную творческую деятельность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе;
- обеспечение последовательности и системности в обучении и воспитании;
- наглядность;
- доступность.
Методическое обеспечение
Занятия проводятся в форме изучение нового материала, закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу - от простого к сложному.
Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный, репродуктивный, продуктивный, практический, словесный.
Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения, технология саморазвития.
Ожидаемый результат
По окончании обучения воспитанник должн знать:
- технику безопасности при работе с колюще-режущими предметами;
- технологию работы и изготовления поделок;
- способы маширования;
- последовательность изготовления изделий из бумаги;
- названия базовых заготовок оригами;
- условные обозначения.
Должн уметь:
- применять инструменты для обработки внешнего вида поделки;
- подготавливать все необходимое для работы с бумагой;
- подбирать подходящие формы для изделий;
- изготавливать и оформлять поделки;
- изготавливать основные заготовки оригами;
- изготавливать несложные игрушки.
Форма проверки результатов – наблюдение, анализ, участие в конкурсах. В конце учебного года проводятся выставки работ. Также лучшие работы принимают участие в поселковых, районных, окружных выставках и конкурсах.
Дидактические условия построения образовательного процесса:
Весь процесс обучения построен на заинтересованности ребёнка при изучении приемов рукоделия. Реализация программы предусматривает многообразие и свободу выбора воспитанника различных форм деятельности.
Дидактическое обеспечение программы представляют учебно-наглядные пособия:
- тематические стенды;
- репродукции картин русских художников;
- раздаточный материал.
Методическое обеспечение программы включает в себя:
-методическую библиотеку, содержащую учебную литературу;
-методические пособия, разрабатываемые педагогом с учетом конкретных ситуаций, возникающих в ходе реализации программы или при необходимости более глубокого изучения какой-либо темы;
Воспитательная работа в студии
Маршрут включает в себя систему по воспитательной работе с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья: проведение тематических бесед, привлечение родителей к выполнению семейных работ, проведение игр, занимательных переменок-физкультминуток.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- кабинет, столы, стулья, светильники,
- методические и учебные пособия,
- материалы и инструменты, необходимые при работе: бумага, ножницы, клей ПВА и др.
№ |
Наименование раздела и темы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Материалы, инструменты, ТБ. |
2 |
1 |
1 |
Простые модели оригами: |
22 |
|||
2. |
Техника оригами, его история. |
2 |
1 |
1 |
3. |
Модель изготовления «Простой цветок» |
2 |
1 |
1 |
4. |
Модель изготовления «Тюльпан со стебельком» |
2 |
1 |
1 |
5. |
Модель изготовления «Божья коровка» |
2 |
1 |
1 |
6. |
Модель изготовления «Голова цыпленка» |
2 |
1 |
1 |
7. |
Модель изготовления «Пароход» |
2 |
1 |
1 |
8. |
Модель изготовления «Журавлик» |
2 |
1 |
1 |
9. |
Модель изготовления «Вертушки» |
2 |
1 |
1 |
10. |
Изготовление модели «Пилотка» |
2 |
1 |
1 |
11. |
Изготовление сувенира «Ёлка» |
2 |
1 |
1 |
12. |
Модель изготовления «Фотоаппарат» |
2 |
1 |
1 |
Обрывная аппликация |
20 |
|||
13. |
Техника обрывной аппликации, ее история |
2 |
1 |
1 |
14. |
Изготовление открытки для папы |
4 |
1 |
3 |
15. |
Изготовление открытки к 8 марта |
4 |
1 |
3 |
16. |
Изготовление открытки к Пасхе |
4 |
1 |
3 |
17. |
Изготовление панно «Тайна волшебного озера» |
6 |
1 |
5 |
Торцевание |
28 |
|||
18. |
Техника торцевания, ее история |
2 |
1 |
1 |
19. |
Изготовление открытки к Пасхе |
8 |
1 |
7 |
20. |
Изготовление панно «Морская лагуна» |
8 |
1 |
7 |
21. |
Изготовление панно «Весенняя капель» |
8 |
1 |
7 |
22. |
Выставка |
2 |
2 |
|
Итого: |
72 |
23 |
49 |
Учебно-тематический план на 1 год обучения
Содержание первого года обучения
Количество часов: 2
Цель: познакомить с видом деятельности
Теория: инструктаж по ТБ. Терминология.
Практика: бумагопластика, виды, примеры.
1 раздел. Простые модели оригами.
Количество часов: 22
Цель: познакомить с техникой простого оригами, его историей.
Теория: рассказ о технике, основных приемах изготовления, базовых формах.
Практика: разучивание приемов, базовых заготовок, изготовление несложных фигурок.
2 раздел Обрывная аппликация
Количество часов: 20
Цель: познакомить с техникой обрывной аппликации, его историей.
Теория: рассказать о технике обрывной аппликации, приемы.
Практика: заготовки, изготовление аппликаций.
3 раздел Торцевание
Количество часов:28
Цель: познакомить с техникой торцевание, ее история.
Теория: рассказать о технике торцевание, приемы.
Практика: заготовки, изготовление панно, открытки.
Выставка
Количество часов: 2
Цель: подвести итоги года, оформить выставку работ.
Теория: обобщение знаний, умений, навыков по всем темам.
Практика: оформление выставки.
Список литературы, используемой педагогом
Список литературы, рекомендуемой для детей
Приложение 1.
Физкультминутки
Опенок
А. Прокофьев.
Влез опенок на пенек,
Простоял один денек.
На ветру качался,
Низко наклонялся.
Тоненький, тоненький,
Ножка, что соломинка!
А потом склонился –
И совсем свалился!
Исходное положение – присесть на корточки. На строки 1-2 – встать, на 3-4 – наклон корпуса вправо-влево, руки на поясе (движение наклона и выпрямление на одну сторону). На 7 строку – «уронить» корпус, руки при этом свободно свисают. Следить, чтобы при движениях не было излишнего напряжения в мышцах рук и шеи.
Песенка мартышки
В. Берестов.
Лучшие качели –
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается –
Да-да-да! –
Тот не огорчается
Никогда!
Упражнения для глаз
- вращение закрытых глаз вправо и влево на четыре счета;
- поочередная фиксация зрения на предметах, расположенных на разных расстояниях от глаза (выполняется 4 раза каждым глазом).
Упражнения для пальцев
- руки сцеплены в «замочек» (разминание кистей и пальцев);
- сжимание и разжимание пальцев (повторять несколько раз, после чего помахать в воздухе расслабленными кистями).
© 2015, Ситдикова Галина Андреевна 2374