СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В рамках работы Ресурсного центра проходят занятия со старшеклассниками по теме «Уверенность в себе – важная составляющая профессионального успеха». На таких занятиях обсуждаем вопросы:
- Что такое успех?
- Каким вы представляете себе успешного человека?
- Почему одни люди становятся успешными, а другие нет?
- Может ли неудачник стать успешным человеком? Что для этого нужно?
После обсуждения этих вопросов проводим сравнительный анализ «успешности» с точки зрения учащихся и точки зрения Ричарда Бендлера и Эрика Берна.
Мы все читаем книги, смотрим телевизор, общаемся с достаточно большим количеством людей. Наверняка каждому из нас известны люди, которых называют «везунчиками» и говорят, что «они родились в рубашке». Для этих представителей человечества жизнь вроде бы не составляет труда, им хорошо в этом непростом мире. Им всегда везет, обстоятельства всегда складываются благоприятно для них. Они достигают тех должностей, которые хотят. Они всегда выглядят веселыми и беззаботными. Они всегда УСПЕШНЫ.
Но мы также знаем людей, которым в этой жизни не везет – большей частью или всегда. Они призваны в этот мир не радоваться, а отбывать наказание. Они работают в «поте лица своего», да только хлеб их всегда скуден, а уж на то, чего хотелось бы, денег никогда не хватает. В лучшем случае они могут надеяться, что повезет в будущем. Поэтому они всегда покупают не то, что хотят, а то, на что есть деньги, и потом еще переживают, расставшись с деньгами и сомневаясь: «А стоило ли?». Мир воюет против них. Никогда они не достигают желанных должностей – всегда какой-нибудь (нехороший) человек перехватывает желанное место. Это дает им повод завидовать ему. Впрочем, завидуют они всем и во всем. Подобные люди пребывают в вечном раздражении, все не по ним. Это НЕУДАЧНИКИ. Вот такие небольшие зарисовки.
Изучением причин того, почему одни люди успешны, а другие нет, в психологии занимались представители различных направлений.
Рассмотрим эти точки зрения на понятие «успешность».
НЛП (Ричард Бендлер, Верджиния Сатир): в зависимости от стиля поведения и общения все люди делятся на две категории – «ПРИНЦЫ» и «ЛЯГУШКИ».
«ПРИНЦЫ»:
«ЛЯГУШКИ»:
Трансактный анализ (Э. Берн): «Каждый из нас уникален и неповторим. Мы все прошли индивидуальный путь развития. У нас была особая семейная атмосфера со своими традициями воспитания. Мы все рождены для того, чтобы добиться успеха и реализовать себя. К 5-6 годам у каждого формируются базовые установки, которые проявляются в самооценке и оценке других на протяжении всей жизни человека. Тот, кто воспринимает себя позитивно, более успешен в общении, деятельности и т.п.
Возможны 4 вида психологических установок на общение с окружающими:
1) «Я ОК – ты ОК» (у меня все хорошо – у тебя все хорошо). Эта установка позволяет конструктивно сотрудничать, ценить себя и других. При данной установке человек способен решить все проблемы.
2) «Я ОК – ты не ОК». Эта установка характерна для тех, кто не добрал внимания и ласки в детстве, кого обижали. Человек с такой установкой перекладывает ответственность за свои трудности на других. У таких людей затруднено конструктивное сотрудничество, т.к. по их мнению, все поступают не так.
3) «Я не ОК – ты ОК». Эта установка возникает из мнения, что все выросли в хороших здоровых семьях, а мне не повезло. Личность испытывает бессилие по сравнению с другими, избегает тесных контактов с окружающими, либо нуждается в симбиотической связи с сильными.
4) «Я не ОК – ты не ОК». Эта установка близка к ненормативной, вызывает чувство безнадежности, потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены депрессиям, непредсказуемы.
Надо отметить, что редко кто придерживается одной из этих установок. Как правило, всегда имеется большая или меньшая доля одной из них. Чаще доминирует какая-то одна установка. Важно поверить, что эту установку можно изменить. Важно укрепить в себе состояние «я ОК – ты ОК».
Человеческая жизнь сопровождается приятными и неприятными событиями разной значимости. У большинства людей опасные и неприятные ситуации фиксируются более ярко, и это связано, прежде всего, с потребностью в безопасности, готовностью к мобилизации, к самозащите. У некоторых людей эта негативная реакция начинает чрезмерно доминировать. И тогда кажется, что у «у меня все плохо», появляется склонность к пессимизму, депрессивным состояниям, неврозам.
Для того, чтобы помочь (в случае необходимости) учащимся переключиться на позитивные переживания, преодолеть этот дисбаланс, на занятиях используется актуализация образов позитивных событий недавнего прошлого и фиксирование их в сознании. Это помогает учащимся гармонизировать представления о своих жизненных ситуациях. У некоторых это вызывает большие затруднения: поначалу они не могут вспомнить ни одного позитивного события последнего времени. Но когда эта задача решается, становится возможным выстроить цепочку позитивных воспоминаний от настоящего в прошлое, чтобы там найти и актуализировать вытесненные положительные обстоятельства жизни. Эти воспоминания – ценный для нашего психологического самочувствия эмоциональный ресурс. Три прошлых жизненных события, которыми можно гордиться, помогают укрепить «психологический фундамент» человека для построения более ясного, позитивного, оптимистичного и успешного будущего.
Жизнь человека во многом зависит от того, как сам человек представляет ее, какие цели он ставит перед собой, что предпринимает для их достижения, умеет ли использовать представленные возможности, а наша задача - помочь, поддержать, вступающего в большую жизнь человека.
© 2020, Рассказова Екатерина Юрьевна 445