Все учителя и преподаватели, работающие в учебных заведениях, особенно в школах посещают уроки своих коллег с целью обмена опытом, знакомства со стилем работы с учащимися другим учителем, с целью получения новых знаний и повышения уровня самообразования. Конечным результатом целевого посещения урока является его анализ. Основные задачи анализа урока состоят в том, чтобы сделать выводы по посещенному уроку, дать уроку характеристику, отметить положительные стороны, а также имеющиеся недостатки, высказать свои рекомендации. Взаимопосещение уроков и последующий их анализ и обсуждение дают возможность каждому учителю (как посетившему урок, так и посещенному) узнать что-то интересное, вдохновиться на новые идеи, творческие дела, а также, учитывая замечания и рекомендации корректировать свою работу.
Анализ урока физической культуры имеет ряд особенностей, так как данное учебное занятие само по себе связанно, как правило, с двигательной активностью и проведением в спортивном зале, на спортивной площадке, в парке и других учебно-тренировачных местах, а не в классе. Поэтому мне хотелось бы привести примерный план анализа урока физической культуры, учитывая его специфику. Анализировать урок физической культуры необходимо с разных сторон, включая следующие пункты:
- Организационное обеспечение урока
- Условия и характер деятельности занимающихся
- Условия и характер деятельности учителя на уроке
- Дозировка упражнений, регулирование нагрузки
- Страховка, помощь и взаимопомощь на уроке
- Применение методов слова и наглядного воспитания
- Применение средств и методов двигательной активности
- Воспитание сознательности и активности занимающихся
- Развитие физических качеств и двигательных способностей
- Формирование основ знаний, учет успеваемости учащихся
- Формирование интереса к занятиям физической культурой
- Воспитание трудолюбия, формирование умений самостоятельно заниматься
- Пути решения оздоровительных задач в ходе урока
Теперь разберем каждый пункт анализа урока более подробно.
- Организационное обеспечение урока включает в себя:
- Распределение учащихся на подгруппы, команды
- Распределение времени между частями урока
- Приход учащихся к месту занятий, своевременность начала урока
- Подготовка инвентаря к занятиям, установка снарядов
- Организация учащихся освобожденных от занятий
- Построение и перестроение, размещение учащихся
- Выбор учителем места при показе упражнений
- Своевременность завершения урока
2.Условия и характер деятельности занимающихся
- Внешний вид занимающихся (аккуратность, опрятность, выправка и т.д.)
- Отношение учащихся к выполнению упражнений и к уроку в целом
- Дисциплина учащихся при выполнении упражнений и во время урока в целом
- Отношение к инвентарю, участие в подготовке места для занятия
- Отношение к учителю, товарищам и слабым учащимся
- Активность, сознательность, инициатива, настойчивость во время занятия
3.Условия и характер деятельности учителя на уроке:
- Умение управлять классом, организовать учебный процесс
- Отношение педагога к ученикам, педагогический такт
- Речь учителя, умение четко и доступно объяснять
- Умение использовать средства стимулирования, педагогического воздействия (убеждение, поощрение и т.д.)
- Двигательная подготовка педагога (качество показа упражнений)
- Внешний вид учителя, настроение
4. Дозировка упражнений, регулирование нагрузки
- Соответствие дозировки упражнений задачам урока, особенностям занимающихся
- Темп и повторяемость упражнений
- Учет внешних признаков утомления при регулировании физической нагрузки
5. Страховка, помощь и взаимопомощь на уроке
- Цели и задачи применения помощи и страховки
- Наличие или отсутствие инструкций по оказанию взаимопомощи
- Своевременность и правильность приемов оказания помощи и страховки
- Желание учащихся оказывать взаимопомощь
6. Применение методов слова и наглядного воспитания
- Применение беседы, рассказа, объяснений, описания
- Показ изучаемых упражнений, движений
- Применение иллюстрированных материалов
- Музыкальное сопровождение на уроке
- Использование метода разбора при подведении итогов проделанной работы на уроке
- Использование методов убеждения, поощрения и порицания.
7. Применение средств и методов обучения двигательной активности
- Варианты целостного разучивания двигательных действий
- Варианты расчлененного разучивания двигательных действий
- Умение акцентировать внимание учащихся на смысловой основе техники выполнения упражнений
- Умение рассчитать нагрузки
8.Воспитание сознательности и активности занимающихся
- Роль учителя в развитии любознательности и инициативы учащихся
- Средства формирования осмысленного отношения к материалу
- Понимание учащимися выполняемых упражнений
- Активация учебной деятельности учащихся, формирование самостоятельности, уверенности
- Средства мотивации самоконтроля и самооценки
- Воспитание познавательных способностей и чувства ответственности
9. Развитие физических качеств и двигательных способностей
- Планирование учебного материала по развитию двигательных способностей
- Эффективность применения методов и средств в решении задач урока
- Приемы дифференцированной нагрузки
- Знание критических зон развития двигательных способностей
- Знание и учет внешних признаков утомления
- Формирование навыков самоконтроля за реакцией организма на нагрузку
10.Формирование основ знаний, учет успеваемости учащихся
- Умение доступно и логично преподносить учебный материал
- Применение способов повышения познавательных возможностей
- Проверка усвоения материала на уроке
- Использование межпредметных материалов
- Учет выполнения учебных материалов
- Системность урока
11.Формирование интереса к занятиям физической культурой
- Нравственно-психологический климат урока
- Средства формирования интереса к занятиям физической культурой
- Педагогическое мастерство учителя
12.Воспитание трудолюбия, формирование умений самостоятельно заниматься
- Формирование умений трудиться на уроке в заданном темпе и в заданное время
- Формирование волевых качеств
- Отношение учащихся к занятию и учителю
- Стимулирование учащихся к обладанию знаниями
- Проверка знаний и умений учащихся самостоятельно выполняющих физические упражнения на уроке
13.Пути решения оздоровительных задач в ходе урока
- Санитарно-гигиеническое состояние места проведения занятия
- Дозировка упражнений, дифференцированный и индивидуальный подход
- Способы чередования физической нагрузки и отдыха
- Сообщение учителем основных знаний о гигиеническом назначении физических упражнений
- Целесообразность избранной последовательности выполнения упражнений на уроке
- Гигиенические процедуры, завершающие урок.
Примерный план анализа урока физической культуры дает возможность охарактеризовать его наиболее полно и системно, позволяет учесть все достоинства и недостатки учебного занятия, выявить его сильные и слабые стороны, дать рекомендации и извлечь пользу для собственного педагогического опыта.