СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Информационная безопасность детей»
Цель: Повысить осведомленность и информированность родителей о безопасности детей в сети Интернет
Современную жизнь трудно представить без Интернета и компьютерных технологий, которые стремительно развиваются. По данным исследований Фонда «Общественное мнение» на осень 2016 года доля аудитории, которая ежедневно выходят в Сеть составляет более 55%. И наши дети также участвуют в этом процессе. Существует постоянное общение подростков с информационными каналами, которые в итоге и формируют их информационную среду.
Наша задача, как педагогов, так и родителей научить подрастающее поколение пользоваться информационными ресурсами, отбирать и использовать информацию.
Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого есть в доме компьютер. А теперь поднимите руки, у кого есть доступ к сети Интернет. Компьютер уже прочно вошёл в нашу среду. Им уже умеют пользоваться не только взрослые, но и дети. Сегодняшние младшие школьники – представители нового цифрового поколения пользователей интернета, они чувствуют себя в глобальной сети естественно и непринужденно. Интернет является полноценной частью образа жизни современных детей. В новых стандартах начальной школы предполагается, что каждый ребенок должен иметь доступ к компьютеру и интернету. Но тут возникает проблема, мы, взрослые, знаем, какие опасности могут подстерегать наших детей, когда они находятся в сети Интернет. И мы всё чаще задаёмся вопросом, а стоит ли разрешать ребёнку находится в сети Интернет. Учить «с Интернетом» нынче модно. А всегда ли это оправдано?
И вот сегодня мы с вами должны постараться дать ответ на вопрос «Как сделать Интернет полезным и безопасным».
В среднем по ЛНР дети начинают выходить в глобальную сеть в возрасте 9–10 лет и активно пользуются всевозможными интернет-сервисами. Причем возраст попадания детей в категорию интернет-пользователей неуклонно снижается.
· Без контроля со стороны взрослых пользуются интернетом 70% учеников
Действительно угрозы есть и,чтобы с ними бороться, нам надо знать их в «лицо».
Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка. Это понятие включает в себя такие интернет-преступления как домогательство и груминг.
Домогательство — может заключаться в прямых или косвенных словесных оскорблениях или угрозах, недоброжелательных замечаниях, грубых шутках или инсинуациях, нежелательных письмах или звонках, показе оскорбительных или унизительных фотографий, запугивании, похотливых жестах, ненужных прикосновениях, похлопываниях, щипках, ударах, физическом нападении или в других подобных действиях.
Груминг — установление дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования.
Злоумышленник нередко общается в интернете с ребенком, выдавая себя за ровесника либо ребенка немного старше. Он знакомится в чате, на форуме или в социальной сети с жертвой, пытается установить с ним дружеские отношения и перейти на личную переписку. Общаясь лично («в привате»), он входит в доверие к ребенку, пытается узнать номер мобильного и договориться о встрече.
Киберпреследование (или кибер-буллинг) - это виртуальный террор, чаще всего подростковый. Получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. Это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Это могут быть фотографии, изображения или видео жертвы, отредактированные так, чтобы быть более унизительными.
К сожалению, кибербуллинг — очень распространенное явление среди российских подростков. Каждый пятый ребенок может признать, что подвергался буллингу онлайн или в реальной жизни. И это беда не только России, она распространена во всем мире. Но в России дети становятся жертвами буллинга в интернете так же часто, как и в реальной жизни.
Игры онлайн.
Виртуальные азартные игры вызывают точно такую же зависимость, как и реальные. Более того, дети могут начать играть в азартные игры, а здесь уже высок шанс потерять реальные деньги, особенно если на компьютере стоит сохранение паролей. Ничто не помешает ребенку зайти в ваш кошелек на веб-мани или, воспользовавшись вашим телефоном, перевести нужную сумму и электронного банкинга
Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д. Столкнуться с ними можно практически везде. Это и сайты, и социальные сети, и блоги, и торренты, и видеохостинги, фактически все, что сейчас существует в Интернете. Зачастую подобный материал может прийти от незнакомца по почте в виде спама или сообщения.
Мошенничество в интернете. Каждый день придумываются новые пути заработать деньги нечестными способами, в том числе и через интернет. Доверчивый ребенок с большей вероятностью попадется в ловушку, расставленную хитрыми мошенниками, чем взрослый. Призывы отправить смс для помощи кому-то, получения приза или возможности дальше просматривать сайты, чреваты тем, что на телефонном счету окажется жирный минус.
Хулиганство и фишинг. Личная информация на самом деле достаточно ценна, о чем дети, как правило, редко задумываются. Они без сомнений сообщают свои настоящие имена и фамилии, адреса, номера телефонов, даты рождения, свои и родителей. Подобная информация может привести к тому, что родителей могут обмануть, используя данные о ребенке. Среди последних схем обмана - звонки родителям с извещением о том, что сын-подросток арестован и, чтобы его освободить, нужно принести определенную сумму и передать в определенном месте. На самом же деле ребенок в это время находится на уроках, на секции или просто гуляет с друзьями, но многие родители к тому моменту, как это обнаружится, уже успевают отнести требуемую сумму мошенникам.
Что следует делать, если ребенок увидел в Интернете неприятные или неуместные материалы?
1. Не реагируйте слишком остро: ребенок не должен чувствовать излишнего смущения, чтобы он мог свободно говорить о подобных случаях в будущем.
2. Акцентируйте внимание ребенка на том, что это не его вина.
3. Удалите любые следы, оставшиеся от неуместного материала.
4. Поговорите с ребенком о том, как избежать подобных ситуаций в будущем, включая использование детских поисковых модулей и удаление сообщений электронной почты от неизвестных людей.
Рекомендации родителям:
1. Для начала объясните детям, что вся информация, размещенная в интернете, была помещена туда обычными людьми. Люди бывают хорошими и плохими. И плохие люди, преследуя свои цели, размещают неправдивую информацию.
2. Не оттягивайте начало обучения, любое обучение тем эффективнее, чем раньше начато. Никогда не бывает рано говорить с детьми об их безопасности.
3. Поговорите с ребенком о таких вещах, как расизм, фашизм, религиозная и национальная ненависть. Объясните, что люди, пропагандирующие такие вещи, говорят очень убедительно, но верить им ни в коем случае нельзя.
4. Расскажите, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера: номер телефона, домашний адрес, название / номер школы и т.д), а также «показывать «свои» фотографии.
5. Не разрешайте личных встреч с новыми знакомыми из Интернета без вашего ведома.
6. Будьте в курсе того, что ваш ребенок делает в Интернете. Чаще беседуйте с ребенком о том, что он делает в Сети.
7. Объясните ребёнку, если ему приходят письма с неприятным и оскорбляющим содержанием, если кто-то ведёт по отношению к нему неподобающим образом, чтобы он сообщал об этом вам, родителям, немедленно.
Интернет-зависимость младших школьников как одно из проявлений отклоняющегося поведения, представляющее угрозу для общественного и личного благополучия, приобретает в последнее время признаки социальной болезни.
Большой поток новой информации, применение в образовательном процессе начальной школы компьютерных технологий, широкое распространение компьютерных игр оказывают влияние на детей младшего школьного возраста. Поэтому у большинства современных школьников уже в начальной школе формируется Интернет-зависимость.
Родители и ближайшее окружение зачастую не могут помочь ребенку ориентироваться в окружающем, реальном мире. Вместо этого они часто сами подталкивают младшего школьника к уходу в виртуальную среду: одновременно по причине усталости и желания отдохнуть в одиночестве и по причине страха за ребенка, находящегося вне поля зрения родителей.
Первокласснику можно позволять не более 10 минут непрерывной "работы" за компьютером. Если сидеть больше - появятся признаки утомления. Ученикам
со 2-го по 5-й класс - по 15 минут.
С 6-го по 7-й класс - 20 минут.
С 8-го по 9-й класс - по 25 минут.
Старшеклассники могут работать за компьютером не более 30 минут.
Что же делать в таких случаях спросите вы?
Развитие интернета не стоит на месте, и компьютерщики давно придумали определенные программы, которые позволят уберечь вашего ребенка от посещения нежелательных сайтов, а также защитят компьютер от опасных вирусов.
Сегодня я хочу порекомендовать несколько таких программ:
· Одна из них Федеральная программа безопасного детского интернета «Гогуль».
Детский браузер Гогуль позволяет составить расписание доступа, то есть программирование ограничения продолжительности использования ребенком интернета по дням недели. Также родители могут получить детальный отчет о том, какие сайты посещали их дети, и добавить или удалить сайты из перечня доступных к просмотру.Отбором ресурсов, фото- и видеоматериалов, допущенных в Гогуль, занимается специально созданная команда, состоящая из родителей, профессиональных детских психологов и педагогов из различных регионов России.Вы просто заходите на сайт, регистрируетесь, скачиваете и устанавливаете на свой компьютер.
· ещё одна программа - Интернет-фильтр «Интернет Цензор». Это интернет
фильтр, предназначенный для блокировки потенциально опасных для здоровья и психики ребенка сайтов. В основе работы программы лежит технология «белых списков», гарантирующая защиту от опасных и нежелательных материалов. Программа содержит вручную проверенные «белые списки», включающие все безопасные сайты Рунета и основные иностранные ресурсы. Программа надежно защищена от взлома и обхода фильтрации. Интернет Цензор может использоваться как в домашних условиях, так и в организациях – образовательных учреждениях, библиотеках, музеях, интернет-кафе и иных местах, где возможно предоставление несовершеннолетним доступа в интернет.
· следующая программа: KIDO'Z - детский интернет
Сегодня, когда современный темп жизни заставляет нас, взрослых, забывать о семье, задача нас, родителей, не отдалиться от наших детей. Ведь наши дети это продолжение нашего рода. Каким оно будет, зависит от нас.
И если сегодня нельзя обойтись без интернета, наша задача, первая и главная задача современных родителей в данном вопросе – повышать свою компьютерную грамотность и осведомленность и помогать постигать правила использования интернета своим детям. Используйте программное обеспечение, которое ограничивает доступ к ресурсам с определенным контентом, устанавливайте программы родительского контроля и фильтры.
Учите детей пользоваться интернетом, покажите им, насколько это ценный и полезный ресурс при соблюдении правил безопасности.
© 2017, Чумак Светлана Владимировна 980