СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время жизнь развивается с такой скоростью, что за ней практически невозможно угнаться, и уже сейчас никто не может отрицать значение сети Интернет как всемирной информационной среды. Но, несмотря на глобальное значение Интернета у современного общества стали возникать проблемы с использованием сети. Личность ребенка, включенная в процесс познания, оказывается незащищенной от потоков информации, в связи, с чем возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности.
Информационная безопасность человека подразумевает исключение опасностей в процессе информирования. Формирование информационной безопасности связывают с воспитанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия. Информационная безопасность, как часть национальной, не может быть обеспечена без должного стремления к ней государства, общества, человека, а в образовании — без создания необходимых педагогических условий обеспечения информационной - безопасности учащихся.
Для выяснения информации о количестве проводимого времени учащимися за компьютером в сети Интернет, ребятам 15-16 лет были предложены следующие вопросы:
1. Сколько времени вы проводите в сети Интернет в будние дни?
2. Сколько времени вы проводите в сети Интернет в выходные дни?
Из этого опроса выяснили, что 50% опрошенных ребят проводят в будние дни в интернете 5-8 часов, а 40% ребят от 1 до 3 часов. В выходные дни количество посещений в онлайн увеличивается в разы. И лишь 10% ребят, из опрошенных, ответили, что у них временно отсутствует Интернет, о чем они очень сожалеют. Большинство подростков пользуются своими компьютерами, ноутбуками, сотовыми телефонами. Самый популярный вариант интернета у подростков это мобильный интернет. Мобильный телефон и смартфон, мобильным интернетом сегодня пользуется практически каждый второй ребенок.
Причем учащиеся зачастую находятся в онлайн прямо на занятиях, пряча свой телефон под партой. Это отвлекает студентов от усвоения программы занятий. Многие студенты испытывают огромную зависимость от интернета и не представляют жизни без него. Характерно, что в большинстве случаев интернет-общение захватывает именно те личности, которые испытывают дефицит общения в реальной жизни и не имеют сложившихся ярко выраженных стереотипов общения. Взгляды на межличностное взаимодействие у такого человека будут формироваться на основе сетевого, а не реального опыта. И, следовательно, неизбежен неосознанный перенос этого опыта на общение в повседневной жизни.
Из многих факторов риска наибольшую опасность учащимся приносят современные компьютерные игры. При помощи компьютера натуралистично воспроизводятся лужи крови и мозги на стенах, жуткие вопли и скрежет ломаемых костей, оторванные головы и летящие куски окровавленной плоти. Движущиеся под музыку образы на цветном экране оказывают на игроков гипнотический эффект. В ходе игр подростка имитируют действия убийц, преступников: убивают десятками, калечат, расчленяют тела персонажей игр. Подросток приобщается к реалиям криминального мира. Игроки находятся в состоянии «пассивного возбуждения», при котором удовольствие достигается без усилий, что оказывает расслабляющее влияние на личность, действует как наркотик. У детей создается ощущение собственного всемогущества. Реальные дела забываются, жизненные проблемы не решаются. У некоторых студентов появляются признаки компьютерной наркомании. Нарушается общение со сверстниками, утрачиваются контакты с близкими. Ухудшается успеваемость. Спорт, искусство занимают в их жизни последнее место. При отсутствии возможности играть на компьютере у заядлых игроков начинается типичная «ломка»
Но студенты не только играют в игры, еще используют сеть Интернет для поиска различных познавательных материалов развивающего и научного характера для подготовки домашнего задания или общего развития. С одной стороны это хорошо, что студенты постоянно обращаются к Интернет-ресурсам, а с другой стороны возникла проблема информационной безопасности для подростка в глобальной сети Интернет, которая таит в себе чрезвычайную опасность. И опасность эта кроется не в самом компьютере (например, свойствах излучения: они не больше, чем у телевизора), а именно в информации, которая размещается в сетях, доступ к которой открыт для всех желающих.
Мне как преподавателю не безразлично, как эта информация может сказаться на интеллектуальном, нравственном развитии студентов, их психическом, да и физическом здоровье.
Подростки прирастают к компьютеру тогда когда реальный мир,не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться и слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен. ( Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать»)
Взрослым необходимо понять, что проблема заключается в том, что подросткам не хватает простого человеческого общения и понимания, но и не достаток компетентной информации. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. В моей педагогической деятельности уделяю большое внимание учебно-воспитательной работе со студентами, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ, а также провожу беседы с родителями. В возрасте 15-16 лет взрослым сложно контролировать своих детей, так как о сети Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет - безопасности – соглашение между родителями и подростками. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности подростков в сети Интернет. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей в строгом секрете от детей.
На родительском собрании рассматривался вопрос о компьютерной безопасности подростков. И родители активно участвовали в дискуссии этого вопроса. Мной была предложена следующие советы работы родителей с детьми:
Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет
© 2016, Гуденко Анжела Николаевна 1970