СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании трудового обучения мальчиков 5-8 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возросший темп внедрения инновационных разработок и их разнообразие – наиболее характерная черта современного производства, поэтому сегодня от системы образования требуется увеличение темпов включения новых идей и технологий в педагогический процесс.

Методы применения средств ИКТ при преподавании общеобразовательных дисциплин направлены на совершенствование процесса обучения в рамках заданной научной области знания. Если в процессе обучения информатике средства ИКТ могут выступать и как средство обучения и как объект изучения, то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они могут являться только средством обучения.

Названные выше общедидактические методы обучения так же будут иметь место и сохранят свою специфику, что, в конечном счете, будет способствовать повышению качества обучения школьников за счет увеличения познавательного интереса учащихся, возможности индивидуализации обучения, интенсификации методов коррекции знаний учащихся без увеличения рабочего времени учителя. Переходя на доступный учителям труда язык можно сказать, что ИКТ - это те же Технические Средства Обучения - ТСО, но с использованием современных мультимедийных технологий.

Технические средства обучения в педагогической деятельности выполняют следующие задачи:

- разнообразят формы обучения, расширяют количество и доступность различных источников информации, обеспечивают удобство её получения;

- способствуют овладению современным экономическим мышлением и навыками управленческой деятельности;

- поднимают общекультурный уровень обучаемых людей, способствуют их эстетическому воспитанию;

- помогают в утверждении правильных мировоззренческих и поведенческих качеств личности в сфере взаимного человеческого общения, овладению основами воспитательной работы в коллективе;

- облегчают усвоение методологических подходов к познавательной и профессиональной практической деятельности, более полно освещают основные черты творческой работы, пути поиска эффективных решений возникающих проблем;

- позволяют уменьшить противоречие между возрастающим потоком информации и ограниченным временем на её изучение.

Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, с применением ТСО в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше (по данным экспертов по маркетингу). Мультимедийные технологии позволяют в 2—3 раза увеличить показатель усвоения предлагаемого материала, так как предоставляют возможность синкретичного обучения, т. е. одновременно зрительного и слухового восприятия материала, активного участия в управлении его подачей, возвращения к тем разделам, которые требуют повторного анализа, и т. п.

Информационные средства обучения (ИСО) служат источником учебной информации; управляют позна­вательной деятельностью учащихся по программе, разработанной учителем; контролируют результаты обучения, оказывают индивидуальную помощь; содержат указания (гиперссылки) на дополнительную литера­туру для любознательных, а также развивают творческие способности, познавательный интерес и положительные мотивы учения.

Непосредственно в учебном процессе применение ИКТ можно разделить на 3 части: информационная, обучающая и контролирующая.

Видео уроки и видео инструкции, при грамотном их применении, как всякая наглядность, вырабатывают, в основном, приемы репродуктивного мышления: наглядно-образного, наглядно-действенного. Но в том случае, когда видео сюжет становится предметом обсуждения, если требуется вербальное подтверждение увиденного, или в связи с этим происходит постановка проблемы, требующей своего решения, то при этом задействуется и словесно-логическое мышление.

Использование видео-сопровождения на уроках технического труда, как одной из составных частей информационных технологий, решает следующие оперативные задачи: - увеличение объема учебного материала, при значительной экономии времени; - улучшение наглядности подачи учебного материала за счет цвета, звука и движения; - возможность демонстрации правильных технологических приёмов; - ускорение темпа урока за счет эмоциональной составляющей. И многие другие… Использование видео уроков и видео инструкций на уроках технического труда полностью оправдало себя. Перед выполнением практической работы мы смотрим видео инструкцию. Учителю - легко, учащимся - интересно.

В обучении технологии не последнее место уделяется вопросам графической грамоты. Место чертежных досок и кульманов на предприятиях давно заняли компьютеры, сканеры, принтеры.

При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся в программе тестов. С их помощью можно:

- проверить большой объем изученного материала малыми порциями;

- быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым.

Кроме того, информационные технологии можно активно использовать во внеурочной деятельности. Модель использования ИКТ вне урока:

  • поиск информации в Интернете и других источниках;
  • фиксация записи в процессе проектной деятельности;
  • подготовка выступления с использованием презентаций при защите проектов и исследовательских работ;
  • кружковая деятельность (создание презентаций, буклетов, слайд-фильмов).

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что уроки, проведенные с использованием ИКТ, способствуют решению одной из основных задач современного образования - развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном пространстве, обеспечению конкурентоспособности на современном рынке труда.

Регулярное использование ИКТ вызывает у обучающихся эмоциональный подъем, повышает интерес к учебной деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели – успешной социализации и интеграции детей в информационное общество.

05.11.2017 10:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!