Информационно-образовательные ресурсы сети интернет
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.
В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями.
Существенная роль в развитии инфраструктуры информатизации, внедрении информационных технологий в деятельность органов государственной власти, региональных и муниципальных органов управления принадлежит Федеральной целевой программе «Электронная Россия» ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (http://www.e-rus.ru).
Исследования, проводимые в рамках этой программы, затрагивают и сферу образования.
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» (ФЦП РЕОИС) на 2001–2005 годы проведено оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой и программным обеспечением; в ряде регионов реализованы проекты по созданию образовательных телекоммуникационных сетей; выполнена разработка новых электронных образовательных ресурсов; десятки тысяч педагогов прошли обучение эффективному использованию средств информатизации в своей профессиональной деятельности. Немаловажным результатом выполнения указанной программы стало создание системы федеральных образовательных порталов (системы федеральных образовательных порталов(http://www.edu.ru ).
В 2005 году стартовал проект «Информатизация системы образования» (проект ИСО), реализуемый Национальным фондом подготовки кадров (НФПК, http://www.ntf.ru ) — некоммерческой организацией, созданной по решению Правительства Российской Федерации для выполнения масштабных проектов в сфере образования. Цель этого проекта — создание условий для информатизации школ, системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий, ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство. Данный проект рассчитан на пять лет и осуществляется по трем основным направлениям — «Учебные материалы нового поколения», «Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования» и «Создание системы межшкольных методических центров».
Вопросам информатизации образования уделяется первостепенное внимание и Федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы (ФЦПРО, http://www.fcpro.ru). В рамках этой программы выполняется ряд проектов по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования.
В последнее время проведена огромная работа по сбору и систематизации образовательных ресурсов на федеральных образовательных порталах, основным из которых является портал «Российское образование»(http://www.edu.ru ). Для многих учащихся и педагогов он служит основной «точкой входа» в образовательный сегмент Интернета. Однако до сих пор многие учителя, ученики, родители и представители общественности остаются в неведении относительно многих полезных и эффективных в обучении интернет-ресурсов. Более того, по-прежнему значительная часть педагогов, сотрудников органов управления образованием и родителей негативно относится к Сети как к «информационной свалке», используемой учащимися в основном для поиска готовых сочинений, рефератов и других материалов сомнительного качества.
Публикация настоящего каталога, в котором собрано и классифицировано более 650 интернет-ресурсов для общего среднего образования, является еще одним средством информирования всех участников образовательного процесса об основных информационных ресурсах, использование которых сделает труд учителей и учеников более рациональным и эффективным.
В издании собраны ссылки на образовательные ресурсы разных типов, в том числе сайты органов управления образованием, публикации средств массовой информации образовательной направленности, сайты тематических Интернет-проектов и сетевых сообществ, системы дистанционного обучения, электронные библиотеки и, конечно, тематические ресурсы по отдельным школьным дисциплинам. Принятая классификация ресурсов определила многоуровневую структуру каталога, состоящую из разделов и подразделов.
Распространение каталога среди образовательных учреждений субъектов Российской Федерации призвано придать массовый характер процессам внедрения информационных и коммуникационных технологий в отечественное образование. Электронная версия настоящего каталога будет доступна для всех благодаря публикации на Федеральном образовательном портале «Российское образование» (http://www.edu.ru ) и на сайте ГНИИ ИТТ «Информика» (http://www.informika.ru ).