«…Единственная возможность научить ребенка
жить в существующих условиях, это создать ему
условия для полного овладения своими
собственными способностями…»
Джон Дьюи
Инновационность стандартов заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности. Ключевая особенность проекта - переход от предметоцентрированной модели к модели вариативного личностно-центрированного образования, к партнерским отношениям основных институтов социализации в достижении целей образования.
В российском обществе продолжается новый этап модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда. В связи с этим вышел приказ № 373 от 06 декабря 2009 года, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В систему нормативно-правового обеспечения развития школьного образования были введены государственные образовательные стандарты второго поколения.
В основе Стандартов второго поколения впервые лежит системно-деятельностный подход.
Перед начальным образованием ставятся новые цели.
Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать чему и сейчас учат успешно. Ему должны привить две группы новых умений, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться навыкам решения творческих задач, навыкам поиска анализа и интерпретации информации.
Задача образовательного процесса – раскрыть способности ребенка, способного выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.
Образовательные программы будут обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий. Это должно повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться.
В фундамент ФГОС были положены две основные идеи:
стратегия развития нашей страны, известная как «Стратегия-2020»,
общественный договор - совокупность образовательных запросов семьи, общества и государства.
Роль школы на сегодняшнем этапе развития системы образования – это:
интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя).
Методологическая основа стандартов (ФГОС) – системно-деятельностный, компетентностный подход.
Новые стандарты – это совокупность трех систем требований:
1) требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ,
2) к структуре основных общеобразовательных программ,
3) к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:
от цели усвоения знаний, умений и навыков
к цели развития Личности учащегося.
Универсальные учебные действия:
это система действий учащегося, обеспечивающая
• культурную идентичность,
• социальную компетентность,
• толерантность,
• способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» - это новый шаг в развитии. Важным является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.