СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии в процессе обучения химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, содействующих развитию творческих способностей обучающихся.

Традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы. Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие основные инновационные технологии:

-технология проблемного обучения,

-технология разноуровневого обучения,

-технология игрового обучения,

-технологии интегрированного обучения,

– технологию развития “критического мышления”;

– информационно-коммуникационные технологии;

Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Каждый урок становится проблемным. Ставится проблема, учащиеся подводятся к её решению.

Цели обучения:

- активизация мышления обучающихся;

- формирование интереса к изучаемому предмету.

Постановка проблемы во время урока можно сделать с помощью вопроса, системы вопросов, таблиц, диаграмм, рисунков, фотографий. Работа над решением проблемы иногда бывает более ценной, чем само решение и происходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. обучающийся испытывает интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы

Примеры использования технологии проблемного обучения:

9 класс, тема «Амфотерность». Учитель предлагает провести эксперимент и ответить на вопрос, какими свойствами обладает гидроксид алюминия или гидроксид цинка? Какие реакции и с чем следует провести, чтобы определить характер свойств данных веществ? Обучающиеся делают вывод, что соединения алюминия или цинка обладают амфотерными свойствами.

10 класс, тема «Аминокислоты». Имея в своем составе две функциональные группы –NH2 и –СOOH, какими свойствами будут обладать эти вещества ? Как действует индикатор на растворы аминокислот?

10 класс, тема «Многоатомные спирты», Отличаются ли по свойствам спирты, содержащие несколько групп, от спиртов, имеющих в своем составе одну гидроксильную группу? (Опыт взаимодействия глицерина с основаниями приводит к противоречию: учащимся известно, что одноатомные спирты при нормальных условиях не реагируют с основаниями.

Технология разноуровневого обучения.

Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся. В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: у одних ребят усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета. Проблему прочности знаний по химии можно решить технологией уровневой дифференциации

Цели обучения:

- активизация мышления обучающихся с разным уровнем подготовки;

- снятие неуверенности у слабых обучающихся перед сильными;

- воспитание Я-концепции.

Пример использования технологии разноуровневого обучения:

8 класс, проверочная работа по теме: «Химические реакции».

  • Вариант 1. (задания репродуктивного уровня).

Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:

Zn + O2 → Zn O; 3) Fe + Cl2 → Fe Cl3

Ag + S → Ag2 S; 4) Na + Cl2 → Na Cl

  • Вариант 2. (задания частично-поискового уровня познавательной деятельности обучающихся).

Напишите уравнения, поставьте пропущенные коэффициенты:

Mg + ? → Mg O; 3) ? + Cl2 → Al Cl3

? + ?→ Al2 S3 ; 4) ? + O2 → Na2 O

  • Вариант 3. (задания исследовательского уровня познавательной деятельности обучающихся).

Напишите названия веществ и уравнения реакций, с помощью которых их можно получить:

1)FeCl2 ; 2) ZnCl2 ; 3) P2 O5 ; 4) Al2 S3

Технология игрового обучения.

Игры помогаю разнообразить урок. В игре получают своё развитие такие качества личности, как сила воли, целеустремлённость, активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы, проявляются такие черты характера, как взаимовыручка и товарищество. Даже самые пассивные учащиеся прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В целом дидактические игры направлены на развитие творческих способностей, фантазии, внимания и памяти учащихся, расширение кругозора, приобретение новых знаний и умений. В игре ребёнок раскрепощается, исчезают скованность и неуверенность в своих силах, а при достижении определённого успеха появляется желание играть вновь и вновь.

Цели обучения:

- расширение кругозора, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.

- воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

- развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию, воображения, фантазии, творческих способностей,, развитие мотивации учебной деятельности

Информационно-коммуникационные технологии.

Интенсивное внедрение современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образование содержит в себе огромный развивающий потенциал. При обучении химии использование ИКТ эффективно на разных этапах урока: объяснения нового материала (электронные учебники и издания, презентации к урокам), закрепления изучаемой темы, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), во время проведения химического практикума (виртуальная лаборатория), при контроле знаний (интерактивное тестирование).

В своей работе использую такие мультимедийные электронные учебники и пособия: «1С. Репетитор. Химия», «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс», «Уроки химии Кирилла и Мефодия»; «Подготовка к ЕГЭ по химии» и др. Для подготовки уроков использую разнообразные Интернет-ресурсы: http://www.xumuk.ru/encyklopedia/ Химическая энциклопедия, http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ занимательная химия, http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов.

Компьютерные технологии дают возможность увеличить плотность урока, качество изученного материала, повысить темп урока, логику рассуждений, эффективно провести проверку усвоенных знаний, развивать творческие компетентности обучаемых[5].

Технологии интегрированного обучения.

Давно было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках. Дети часто не связывают воедино и разрозненные факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета.

Причин этого явления множество:

  • Эмоциональная и информационная перегруженность ребёнка.
  • Возрастная неподготовленность к восприятию абстрактных понятий.
  • Неподготовленность ребёнка к чтению серьёзных текстов.
  • Сложность учебников и предлагаемых к ним методик.

Перед учителем возникают следующие задачи:

  • помочь учащимся усвоить всю совокупность фактов и явлений в их развитии, овладеть общей картиной мира;
  • устранить разобщённость школьных предметов;
  • повысить интерес учащихся к учению;
  • повысить практическую направленность обучения.

Для решения этих задач возникает необходимость в применении технологии интегрированного обучения.

Интегрированному процессу присущи признаки взаимопроникновения одного учебного предмета в другой, логико-содержательная основа и педагогическая целенаправленность, относительная самостоятельность. Методика интегрированного урока отличается от методики традиционного урока тем, что преподаватели одновременно ведут урок по какой-либо теме. Необходимо, чтобы в структуре интегрированного урока органически сочетались личности преподавателей и учеников, их взаимодействия друг с другом, чтобы данный урок представлял целостную психолого-педагогическую систему.

Пример: 10 класс: «Кислородсодержащие органические вещества» - химия, биология, экология;

«Нуклеиновые кислоты» - химия, биология;

Занятие-исследование по теме: «Влияние радиации на здоровье человека»- химия, биология, экология.

8 класс: интегрированное мероприятие по теме: «Интеллектуальный марафон» - биология, география, химия.

Заключение. Применение описанных технологий придаёт урокам химии особую привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих интересов учащихся к химии как к науке, а также способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, что подтверждает гипотезу опыта работы. Инновационные технологии способствуют повышению эффективности обучения предмету химии.

Категория: Химия
09.06.2016 18:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!