СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграционный подход в творческом формировании учащихся школы искусств

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблема интеграции различных искусств становится особенно актуальной для эстетического развития детей. Само слово «интеграция» в переводе с греческого означает соединение. Применительно к искусству этот термин имеет более широкое значение, позволяет объединить разные виды искусств, показать их несхожесть и общие закономерности одновременно. Искусство в отличие от науки специфично: человеческие эмоции, переживания, чувства, настроения, стремления передаются по-разному: в живописи - с помощью художественно-изобразительных образов, в музыке – языком интонаций, в танце - движением С позиции понимания интеграционного подхода как средства обучения интеграция близка межпредметным связям. Интеграционный процесс комплексного взаимодействия различных искусств обусловлен новым качеством образования, внедрением новейших методик в обучении. В современных школах искусств преподавание дисциплин по музыке, изобразительному, хореографическому искусству предполагает взаимное проникновение разных видов творческой деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи, пояснения одного вида искусств другим. Интеграция в данном случае близка понятию синтеза. Так, например, в процессе музыкального обучения предусматривается связь музыки и изобразительного искусства. Знакомство с новым произведением на уроках, к примеру, по специальному фортепиано часто сопровождается художественным иллюстрированием. Скажем, пьесу Л.В.Бетховена «Сурок» можно сопроводить картиной Ватто «Савояр с сурком» или «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского – замечательной репродукцией И.Левитана «Осень». Затем учащемуся предлагается нарисовать в красках свои впечатления. В результате такого комплексного подхода находится образная и интонационная общность различных видов искусств. Учащимся художественного и хореографического отделений также для более точного воплощения образа в красках либо в танце нередко помогает прослушивание музыкальных произведений с последующим аналитическим разбором содержания, нахождением контрастных образов, графическим изображением формы. Для хореографов четкость и легкость движений в танце, как правило, определяется не только ритмической, но и образно-музыкальной и художественной ориентацией. Уроки, объединяющие ритмику, музыку, живопись помогают юным танцорам развиваться многограннее, ярче раскрыться в искусстве движений и жестов. Интегрированные занятия для учащихся художественного отделения позволяют найти общие закономерности в музыке и живописи, такие как симметрия, линия, колорит, композиция. Приведу пример подобного урока в Котовской детской школе искусств по теме «С. В. Рахманинов – странствующий художник». Данное занятие стало хорошим подспорьем для предстоящего конкурса изобразительного творчества. Юные художники узнали немало интересного о жизни великого композитора, а прослушивание фрагментов некоторых сочинений композитора позволило найти нужные оттенки и краски для выражения своих мыслей на холсте. Результаты комплексного подхода особенно ярко выражены в развитии творческого мышления у детей младшего школьного возраста, так как их эмоционально-образный словарь еще довольно беден. Педагог выстраивает подходящие ассоциативные цепочки и легко вводит учащегося в активную лексику, помогает придать восприятию не только чувственность, но и глубину, яркую образность. Таким образом, интеграционный подход в обучении пробуждает фантазию, воображение, артистичность, интеллект учащихся, способствует подготовке более развитой творческой личности. Интеграционный процесс комплексного взаимодействия предметов в современных школах искусств тогда более ценен, когда он систематизирован и закреплен конкретными интегрированными программами.

Категория: Искусство
15.06.2019 09:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!