СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные компьютерные игры  для детей старшего дошкольного возраста с  ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Как показывает наш опыт, современного дошкольника бывает сложно увлечь игрой или занятием, если они лишены новизны или привлекательности для них. Одним из средств, повышающих привлекательность содержания занятий для детей, являются включение в них интерактивных, компьютерных игр Компьютер давно стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, без которой невозможно ни обучение, ни общение, ни развитие.

Проведение занятий, построенных на основе мультимедийных презентаций, созданных в Microsoft PowerPoint, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного и речевого развития и значительно повысить эффективность педагогического воздействия. Особый интерес для детей представляют презентации, являющиеся интерактивными, позволяющие ребенку быть активным участником происходящего, дающие возможность получить обратную связь. В рамках подобных презентаций ребенок является не сторонним наблюдателем, а активным участником процесса. Например, после правильного выполнения задания педагога, ответ появляется на слайде, таким образом, предоставляя детям в реальном времени материальное подтверждение их правоте. И наоборот, если задание выполнено не верно, действие не происходит, ребенок старается, решая игровую задачу, выполнить задание педагога быстро и правильно.

В интерактивных играх происходит компиляция, соединение движения, звука, красок, что положительно влияет на усвоения материала. Кроме того, возможность быть активным участником происходящего в игре – а именно это означает интерактивность, повышает мотивацию детей к правильному выполнению заданий, тем самым, повышая эффективность обучения. Если ребенок правильно отвечает на вопрос или выполняет задание в игре, он вознаграждается веселой музыкой или сюрпризным моментом, что мотивирует его к продолжению выполнения заданий, формирует положительный стереотип речевого действия, происходит быстрый переход изучаемого материала в хранилище долговременной памяти.

Огромным достоинством информационных технологий является выраженная вариативность предлагаемых ребенку форм взаимодействия. В процессе игры у участников возникает совершено новые знания и опыт, закрепляются полученные знания, учатся использовать их в различных вариантах, которые мы придумываем совместно с детьми. Повышается самооценка ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно. У детей развиваются такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость.

При коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями мы выявили следующее: внимание у таких детей неустойчивое, они с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Память ограничена в объеме, преобладает механическая над логической, кратковременная над долговременной, наглядная над словесной. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной утомляемости. Имеются также трудности, связанные с ориентацией в пространстве, поэтому у них плохо сформированы пространственные понятия и употребление предлогов. Наблюдаются многочисленные ошибки употребления падежных форм, родовых и числовых окончаний, сложности в построение предложений. В самостоятельной речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, но даже и здесь у них присутствуют искажения при согласовании различных частей речи.

Правильное употребление предлогов и составление грамматически правильного развернутого высказывания являются сложными для дошкольников, их усваивание происходит в течение длительного времени. Поэтому главное место в обучающем процессе отводится игре, так как только в ней лучше всего ребята усваивают и закрепляют полученные знания. Игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. В процессе работы над понятиями «предложение», «словосочетание» немаловажную роль играет правильное употребление детьми предлогов в речи. Здесь для ребенка важно понять, что предлог – хотя и маленькое слово, но имеющее самостоятельное значение и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом. Так как у детей с ОВЗ наглядно-образное мышление мы ввели обозначение предлогов в виде схем со смайликом, для более легкого их понимания, усвоения, запоминания.

После того как дети усвоили названия предлогов и их обозначение мы решили внедрить в образовательный процесс разработанные нами интерактивные компьютерные игры «Маленькие помощники». Эти игры создавались с учетом психических и возрастных возможностей развития детей данной категории. Такие игры как: «Веселый паровозик», «Наоборот», «Собери рюкзак в школу», «Кто с кем», «Котенок», «Кто кого боится?» и др.

Обучение проводилось последовательно, систематически на групповых занятиях, закрепляли знания на индивидуальных, в парах, а также во всех режимных моментах. В процессе игры велся дифференцированный подход к каждому ребенку, варианты игры подбирались совместно с ребенком, с учетом его особенностей. Цель наших игр заключалась в том, чтобы научить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов, а также воспринимать, выделять и употреблять эти предлоги в словосочетаниях и предложениях, составлять грамматически правильно разные виды сложных предложений, небольшие рассказы, развивать внимание, память, мышление.

Наш практический опыт позволяет утверждать, что дети с помощью интерактивных компьютерных игр научились понимать пространственное значение предлогов, сформировалось представление о предлоге как отдельном слове, стали самостоятельно составлять грамматически правильно разные виды сложных предложений, небольшие рассказы. Это говорит о том, что при условии систематического использования в образовательном процессе этих игр и упражнений в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность. А речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем легче он высказывает свои мысли, тем легче познает действительность, полноценно строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Категория: Логопедия
10.12.2021 21:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!