СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы и технологии в воспитательной работе с семьей младшего школьника .

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, потому что именно в семье происходит формирование и развитие личности человека, происходит ов­ладение им социальными ролями, которые необходимы для безболез­ненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности чело­века, происходит формирование норм поведения, раскрытие внутрен­него мира и индивидуальных качеств личности. Семья способ­ствует не только формированию личности, но и самоутвержде­нию человека, стимулирует его социальную, творческую актив­ность, раскрывает индивидуальность.

Статистика свидетельствует, что переход к рыночной систе­ме хозяйствования болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют ка­тастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жиз­ненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспи­тания.

Интерактивные методы и формы, способствующие установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку детей, помогают испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Наиболее распространенные интерактивные формы взаимодействия учителей и родителей: научно-практическая родительская конференция, родительский лекторий, конференции по обмену опытом, мастер-класс, родительский ринг, технология дискуссии, ролевые игры, детско-родительская творческая мастер­ская, кейс-технология.

Особое внимание в решении задач воспитания принадлежит интерактивным методам и формам, способствующим установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку детей, помогают испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Интерактивность - это способность взаимодействовать или нахо­диться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компью­тером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда интерактив­ное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие [17, с.180].

Интерактивный метод (от лат. Inter - «взаимный», act - «действовать») означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо [17, с.182].

Иначе говоря, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и доминирование их активности в процессе воспитания. Место классного руководителя в интерактивных методах сводится к взаимодействию с учащимися для достижения результата

Давая характеристику возможности интерактивных методов в развитии личности младшего школьника, необходимо выделить следующие их особенности:

-являются психологически привлекательными для младших школьников;

-обеспечивают среду жизнедеятельности класса, которая незамедлительно реагирует на действия учащихся;

-позволяют сжать время, передвигаться во времени;

-повышают у школьников интерес к проблемам, которые моделируются или проектируются при помощи игровой технологии;

-помогают улучшить отношения между учащимися и учителями;

-помогают повысить самооценку участников игры, так как у них появляется возможность перейти от слов к конкретному делу и проверить свои способности;

-позволяют изменить отношение учащихся к окружающей действительности, снять страх перед неизвестностью;

-помогают формировать познавательную активность младших детей, что позволяет им получать и усваивать большое количество информации, которая основана на примерах конкретной моделируемой действительности;

-стимулируют школьников самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;

-создают потенциально более высокую возможность для перено­са знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реаль­ную.

Важным основанием использовать интерактивные методы в воспитании является возможность развивать у школьников противостояние многочисленным трудностям, нахождение выхода из кризисных ситуаций, поиск нестандартного решения, постоянного осуществления контроля за своей деятельностью и поведением. Интерактивное воспитание отчасти решает еще одну суще­ственную задачу. Это релаксация, снятие нервной нагруз­ки, переключение внимания, смена форм деятельности и т.д. В воспитательной деятельности со школьниками проходит постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах над проектами, моделями.

Таким образом, можно выделить следующие характерные чер­ты интерактивного воспитания:

-взаимодействие учащихся между собой и классным руководите­лем, родителями (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать идеи взаимообучения в коллективной мыследеятельности;

-процесс общения на равных, в котором заинтересованы все участники такого общения и готовы обмениваться информаци­ей, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. Именно этот процесс отражает коммуникативную сторону интерактивного воспитания, в том числе и с использованием современных информационных тех­нологий;

- воспитание, основанное на опыте обучающихся, реальных про­блемах и ситуациях окружающей действительности [17, с.184].

Формы и методы интерактивного воспитания делятся:

-на дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуа­ций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;

-игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие), ролевые, организационно-деятельностные игры;

-тренинговые: коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности, которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы воспитания.

К формам и методам интерактивного воспитания относят следующие:

- эвристическая беседа;

- презентация;

- дискуссия;

- «мозговая атака»;

- круглый стол;

- деловая игра;

- конкурс практических работ с его обсуждением;

- ролевая игра;

- тренинг;

- коллективное решение творческих задач;

- кейс-метод (разбор конкретной ситуации);

- практическое групповое и индивидуальное упражнения;

- моделирование ситуаций

Психолого-педагогическими условиями организации интерак­тивного воспитания являются:

-доверительные, позитивные отношения между классным руководителем и младшими школьниками;

- демократичный стиль общения;

- сотрудничество в педагогическом процессе педагогов и учащих­ся;

- опора на личный опыт, включение в воспитательный процесс ярких примеров, фактов, образов;

- многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности [17, с.185].

Е.А. Поборчая и Л.В. Козлова в работе с родителями предлагают использовать следующие формы интерак­тивного обучения.

«Большой круг». Это наиболее простая форма группового взаимодействия. Прием лучше применять и, когда можно бы­стро определить пути решения проблемы или ее составляющие. Работа осуществляется в три этапа:

- участники рассаживаются в большом круге, а педагог формулирует проблему;

- в продолжение определенного времени (примерно 10 мин) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает меры, которые предлагает для решения проблемы;

- каждый участник по кругу зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики). В ходе обсуждения проводится голосование по каждому пункту: включать или не включать его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске [17, с. 253].

Аквариум. Это форма диалога, в которой участникам предлагают обсудить проблему перед лицом общественности. Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название «Аквариум» [17, с.254].

Круглый стол. Эта форма группового взаимодействия проводится для того, чтобы выработать общее мнение, позиции участников к обсуждаемой проблеме.

Проводя круглый стол, необходимо оформить помещение. В процессе работы каждый вопрос проблем обсуждается отдельно. Дается слово участникам, которые имеют опыт работы по данной проблеме. Руководитель подводит итоги обсуж­дения по каждому вопросу. В заключении он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений и поправок.

Данные формы помогают обсуждению различных си­туаций в воспитании, изучению опыта преодоления конфликтных си­туаций, складывающихся в семье, школе, учреждении допол­нительного образования. На одни и те же вопросы одновременно дают ответ или две семьи, или родители и дети, или учителя. Данные формы работы помогают в просвещении родите­лей, потому что предлагают практическое решение уже назревших проблем, требующих чрезвычайных мер и немедленного ре­шения.

Деловая игра эффективна тогда, когда участники обладают достаточными знаниями по проблеме, отражающимися в игре. Деловая игра предварительно готовится, в ходе подготовки участники приобретают необходимые знания че­рез различные формы, методы и средства работы: наглядную аги­тацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такой подготовки нет, то целесообразно запланировать деловую игру как часть мероприятия, отведенного для закрепления знаний, полученных по проблеме [17, с. 255].

Семейный клуб. Данная форма работы помогает наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, становится своеобразным кружком для детей и родителей. Организация и проведение выставок является необходимым элементом работы клуба.

Родительский клуб. Данная форма работы помогает установлению тесного сотрудничества учителей и родителей в воспитания детей. Клуб – это своеобразная школа обучения родителей, в котором они получают теоретические знания по вопросам обучения и воспитания.

Программа деятельности родительского клуба носит системный характер работы с семьей и включает разнообразные формы взаимодействия:

- тренинги (например, тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений);

- семинары (например, на темы: «Ребенок и его психологическое здоровье», «Развитие личности ребенка-дошкольника», «Поощрение и наказание»);

- практикумы (например: «Агрессивное поведение детей»);

- проекты (например: «Профессии в семье», «Школа здоровья и др.);

- познавательные экскурсии в музей, цирк, зоопарк;

- традиционные праздники (например: «Папа, мама, я - дружна семья», «Бал осени», «Здравствуй, лето!», «Выпускной бал»);

-организацию и посещение выставок (районных, городских, областных декоративно-прикладных выставок, персональных вы ставок художников);

-благотворительные акции (например: «Рождественский пода­рок - каждому ребенку» и др.);

-мастер-классы (например: «Как организовать праздник в се­мье») [17, с. 250].

Диспут-размышление. Проведенный по проблемам воспитания диспут - одна из интересных для родителей форм повыше­ния педагогической культуры. Он проходит в непринужденной об­становке, включает всех в процесс обсуждения проблем, формирует умение всестороннего анализа фактов и явлений с опорой на накопленный опыт. Участники диспута разбиваются на группы, сами формулируют наиболее ин­тересные для них вопросы, потом вместе отбирают из них те, которые необходимо обсудить вначале. Отобранные вопросы тоже вначале обсуждают в группах, а потом выносятся мнения групп на коллективное размышление.

Творческие встречи педагогов и родителей. Данная форма сотрудничества создает условия для дальнейшего взаимодействия между семьями и образовательными учреждениями, родителей в образовательно-воспитательный процесс школы, выявить творческие способности родителей и учителей.

Социально-психологические тренинги. Это активная работы с родителями, желающими изменить стиль своего поведения с собственным ребенком, сделать его более открытым.

Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение - наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.

Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников как элемент целостной системы обеспечивает организацию целенаправленного технологического процесса овладения социальными нор­ами жизнедеятельности человека в социокультурном пространстве. Неоценима роль родителей в развитии социальных и коммуникативных качеств, раскрытии индивидуальных способно­стей своих детей. Кроме того, активное взаимодействие позволяет учителю не только усилить адаптационное воздействие процесса подготовки ребят к будущей социальной, профессиональной и се­мейной жизни и влиять на их дальнейшую самореализацию, но и снять напряжение в общении с родителями при решении проблем, сформировать у них объективную потребность в социальном партнерстве [17, с. 253].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Астахов, С.В. Активные методы и приемы вовлечения родителей в образовательный процесс / С.В. Астахов // Начальная школа плюс До и После.- 2012. - № 3. - С. 26 – 29.

2.Бабушкина, Е.С. Работа с родителями: организация творческой мастерской / Е.С. Бабушкина // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 4. - С. 51 – 53.

3.Богданова, И.В. О возрождении традиций семейного воспитания / И.В. Богданова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 3. - С. 18 – 20.

4.Богословская, В.С. Школа и семья: конструктивный диалог: учеб-метод, пособие / В.С. Богословская. - Мн.: Унивеситэцкае, 2012. - 88с.

5.Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб: пособие для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2004. - 300с.

6.Борисова, Г.Д. Родительское собрание – форма сотрудничества семьи и школы /Г.Д. Борисова // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 14 – 16.

7.Гарченко, М.Н. Социально-экономические и культурные основы семьи / М.Н. Гарченко // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 21 – 24.

8.Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Академия, 2005. – 300с.

9.Горлова, Н.А. Секреты семейного общения, или Что нужно знать современным родителям о своих детях / Н.А. Горлова // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 3. - С. 3 – 6.

10.Городиская, О.А. Взаимодействие семьи и школы / О. А. Городиская // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 12 – 16.

11.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Стандарты второго поколения /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011. – 23с.

12.Ждакаева, Е.И. Выявление и коррекция деструктивных детско-родительских отношений в семье / Е.И. Ждакаева// Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 4. - С. 59 – 61.

13.Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М.: Академия, 2009. - 160с.

14.Иванова, Н.В. Возможное участие родителей в проектной деятельности младших школьников /Н.В. Иванова // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 16 – 18.

15.Иванова, Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений / Н.П. Иванова // Начальная школа. - 2014. - № 3. - С. 6 - 12.

16.Исаакович, Е.И. О тенденциях изменения института семьи в современном обществе / Е.И. Исаакович // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 1. - С. 78 – 80.

17.Классное руководство: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /В.П. Сергеева, Е.А. Алисов, И.С. Сергеева; под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2014. – 320с.

18.Князева, М.А. Влияние семьи на развитие личности младшего школьника / М.А. Князева // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 3. - С. 26 – 29.

19.Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев. - Минск: Народная асвета, 2013. - 256с.

20.Ковалев, С.В. Психология современной семьи: книга для учителя / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2012. - 208с.

21.Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для образоват. учреждений сред. проф. образования / Г.М. Коджаспирова. - М.: Владос, 2013. – 350с.

22.Кружилина, Т.В. Формирование педагогического сознания родителей в условиях современной общеобразовательной школы / Т.В. Кружилина// Начальная школа. - 2009. - № 2. - С. 65 – 68.

23.Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 2012. – 300с.

24.Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети / Л.И. Маленкова. - М.: ТОО «ИнтелТех», 2014. - 216с.

25.Медведева, Н.В. Современные задачи школы и семьи в воспитании младшего школьника / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 3. - С. 15 – 18.

26.Метенова, Н.М. Работа с родителями на современном этапе / Н.М. Метенова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 8. - С. 57 - 67.

27.Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2015. – 280с.

28.Огнева, О.В. Как родители могут помочь ребенку в учебе / О.В. Огнева// Начальная школа. - 2013. - № 10.- С. 16 – 17.

29.Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Академия, 2004. – 340с.

30.Острогорская, В.А. Работа с родителями в начальных классах / В.А. Острогорская // Начальная школа плюс До и после. - 2012. - № 3. - С. 29 – 31.

31.Панченко, Т.В. Взаимодействие семьи и школы по формированию у младших школьников семейных ценностей / Т.В. Панченко// Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 4. - С. 45 – 47.

32.Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Владос Пресс, 2012. – 300с.

33.Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. пособие для студ. пед. вузов: в 2-х кн. / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2011. - Кн. 2. Процесс воспитания. – 260с.

34.Рожков, М.И.Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос Пресс, 2014. – 450с.

35.Рычкова, А.Г. Интеллектуально-творческая и учебно-исследовательская деятельность младших школьников как форма организации семейного досуга / А.Г. Рычкова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 4. - С. 48 – 51.

36.Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М. Академия, 2011. – 540с.

37.Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей / С.Л. Соловейчик. - М: Детская литература, 2007. - 367с.

38.Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2012. - 200с.

39.Столяренко, Л.Д. Педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 234с.

40.Тебенькова, Е.А. Общечеловеческие ценности как универсальный язык в работе с детьми и семьями / Е.А. Тебенькова // Начальная школа плюс До и После. - 2015. - № 11. - С. 7 – 11.

41. Федеральный государственный образовательный стандарт. – М., 2011.

42.Фридман, Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов /Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 2010. – 178с.

43.Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Юристъ, 2014. - С. 451.

44.Хуторянская, Т.В. Технологические проблемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника / Т.В. Хуторянская // Начальная школа. – 2015. - № 4. - С. 3 – 5.

45.Чердынцева, Е.В. Технология формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников / Е.В. Чердынцева// Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 4. - С. 24 – 26.

03.08.2018 23:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!