СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, потому что именно в семье происходит формирование и развитие личности человека, происходит овладение им социальными ролями, которые необходимы для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, происходит формирование норм поведения, раскрытие внутреннего мира и индивидуальных качеств личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.
Интерактивные методы и формы, способствующие установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку детей, помогают испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Наиболее распространенные интерактивные формы взаимодействия учителей и родителей: научно-практическая родительская конференция, родительский лекторий, конференции по обмену опытом, мастер-класс, родительский ринг, технология дискуссии, ролевые игры, детско-родительская творческая мастерская, кейс-технология.
Особое внимание в решении задач воспитания принадлежит интерактивным методам и формам, способствующим установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку детей, помогают испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Интерактивность - это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие [17, с.180].
Интерактивный метод (от лат. Inter - «взаимный», act - «действовать») означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо [17, с.182].
Иначе говоря, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и доминирование их активности в процессе воспитания. Место классного руководителя в интерактивных методах сводится к взаимодействию с учащимися для достижения результата
Давая характеристику возможности интерактивных методов в развитии личности младшего школьника, необходимо выделить следующие их особенности:
-являются психологически привлекательными для младших школьников;
-обеспечивают среду жизнедеятельности класса, которая незамедлительно реагирует на действия учащихся;
-позволяют сжать время, передвигаться во времени;
-повышают у школьников интерес к проблемам, которые моделируются или проектируются при помощи игровой технологии;
-помогают улучшить отношения между учащимися и учителями;
-помогают повысить самооценку участников игры, так как у них появляется возможность перейти от слов к конкретному делу и проверить свои способности;
-позволяют изменить отношение учащихся к окружающей действительности, снять страх перед неизвестностью;
-помогают формировать познавательную активность младших детей, что позволяет им получать и усваивать большое количество информации, которая основана на примерах конкретной моделируемой действительности;
-стимулируют школьников самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;
-создают потенциально более высокую возможность для переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.
Важным основанием использовать интерактивные методы в воспитании является возможность развивать у школьников противостояние многочисленным трудностям, нахождение выхода из кризисных ситуаций, поиск нестандартного решения, постоянного осуществления контроля за своей деятельностью и поведением. Интерактивное воспитание отчасти решает еще одну существенную задачу. Это релаксация, снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности и т.д. В воспитательной деятельности со школьниками проходит постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах над проектами, моделями.
Таким образом, можно выделить следующие характерные черты интерактивного воспитания:
-взаимодействие учащихся между собой и классным руководителем, родителями (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать идеи взаимообучения в коллективной мыследеятельности;
-процесс общения на равных, в котором заинтересованы все участники такого общения и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. Именно этот процесс отражает коммуникативную сторону интерактивного воспитания, в том числе и с использованием современных информационных технологий;
- воспитание, основанное на опыте обучающихся, реальных проблемах и ситуациях окружающей действительности [17, с.184].
Формы и методы интерактивного воспитания делятся:
-на дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;
-игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие), ролевые, организационно-деятельностные игры;
-тренинговые: коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности, которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы воспитания.
К формам и методам интерактивного воспитания относят следующие:
- эвристическая беседа;
- презентация;
- дискуссия;
- «мозговая атака»;
- круглый стол;
- деловая игра;
- конкурс практических работ с его обсуждением;
- ролевая игра;
- тренинг;
- коллективное решение творческих задач;
- кейс-метод (разбор конкретной ситуации);
- практическое групповое и индивидуальное упражнения;
- моделирование ситуаций
Психолого-педагогическими условиями организации интерактивного воспитания являются:
-доверительные, позитивные отношения между классным руководителем и младшими школьниками;
- демократичный стиль общения;
- сотрудничество в педагогическом процессе педагогов и учащихся;
- опора на личный опыт, включение в воспитательный процесс ярких примеров, фактов, образов;
- многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности [17, с.185].
Е.А. Поборчая и Л.В. Козлова в работе с родителями предлагают использовать следующие формы интерактивного обучения.
«Большой круг». Это наиболее простая форма группового взаимодействия. Прием лучше применять и, когда можно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. Работа осуществляется в три этапа:
- участники рассаживаются в большом круге, а педагог формулирует проблему;
- в продолжение определенного времени (примерно 10 мин) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает меры, которые предлагает для решения проблемы;
- каждый участник по кругу зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики). В ходе обсуждения проводится голосование по каждому пункту: включать или не включать его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске [17, с. 253].
Аквариум. Это форма диалога, в которой участникам предлагают обсудить проблему перед лицом общественности. Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название «Аквариум» [17, с.254].
Круглый стол. Эта форма группового взаимодействия проводится для того, чтобы выработать общее мнение, позиции участников к обсуждаемой проблеме.
Проводя круглый стол, необходимо оформить помещение. В процессе работы каждый вопрос проблем обсуждается отдельно. Дается слово участникам, которые имеют опыт работы по данной проблеме. Руководитель подводит итоги обсуждения по каждому вопросу. В заключении он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений и поправок.
Данные формы помогают обсуждению различных ситуаций в воспитании, изучению опыта преодоления конфликтных ситуаций, складывающихся в семье, школе, учреждении дополнительного образования. На одни и те же вопросы одновременно дают ответ или две семьи, или родители и дети, или учителя. Данные формы работы помогают в просвещении родителей, потому что предлагают практическое решение уже назревших проблем, требующих чрезвычайных мер и немедленного решения.
Деловая игра эффективна тогда, когда участники обладают достаточными знаниями по проблеме, отражающимися в игре. Деловая игра предварительно готовится, в ходе подготовки участники приобретают необходимые знания через различные формы, методы и средства работы: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такой подготовки нет, то целесообразно запланировать деловую игру как часть мероприятия, отведенного для закрепления знаний, полученных по проблеме [17, с. 255].
Семейный клуб. Данная форма работы помогает наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, становится своеобразным кружком для детей и родителей. Организация и проведение выставок является необходимым элементом работы клуба.
Родительский клуб. Данная форма работы помогает установлению тесного сотрудничества учителей и родителей в воспитания детей. Клуб – это своеобразная школа обучения родителей, в котором они получают теоретические знания по вопросам обучения и воспитания.
Программа деятельности родительского клуба носит системный характер работы с семьей и включает разнообразные формы взаимодействия:
- тренинги (например, тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений);
- семинары (например, на темы: «Ребенок и его психологическое здоровье», «Развитие личности ребенка-дошкольника», «Поощрение и наказание»);
- практикумы (например: «Агрессивное поведение детей»);
- проекты (например: «Профессии в семье», «Школа здоровья и др.);
- познавательные экскурсии в музей, цирк, зоопарк;
- традиционные праздники (например: «Папа, мама, я - дружна семья», «Бал осени», «Здравствуй, лето!», «Выпускной бал»);
-организацию и посещение выставок (районных, городских, областных декоративно-прикладных выставок, персональных вы ставок художников);
-благотворительные акции (например: «Рождественский подарок - каждому ребенку» и др.);
-мастер-классы (например: «Как организовать праздник в семье») [17, с. 250].
Диспут-размышление. Проведенный по проблемам воспитания диспут - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, включает всех в процесс обсуждения проблем, формирует умение всестороннего анализа фактов и явлений с опорой на накопленный опыт. Участники диспута разбиваются на группы, сами формулируют наиболее интересные для них вопросы, потом вместе отбирают из них те, которые необходимо обсудить вначале. Отобранные вопросы тоже вначале обсуждают в группах, а потом выносятся мнения групп на коллективное размышление.
Творческие встречи педагогов и родителей. Данная форма сотрудничества создает условия для дальнейшего взаимодействия между семьями и образовательными учреждениями, родителей в образовательно-воспитательный процесс школы, выявить творческие способности родителей и учителей.
Социально-психологические тренинги. Это активная работы с родителями, желающими изменить стиль своего поведения с собственным ребенком, сделать его более открытым.
Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение - наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.
Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников как элемент целостной системы обеспечивает организацию целенаправленного технологического процесса овладения социальными норами жизнедеятельности человека в социокультурном пространстве. Неоценима роль родителей в развитии социальных и коммуникативных качеств, раскрытии индивидуальных способностей своих детей. Кроме того, активное взаимодействие позволяет учителю не только усилить адаптационное воздействие процесса подготовки ребят к будущей социальной, профессиональной и семейной жизни и влиять на их дальнейшую самореализацию, но и снять напряжение в общении с родителями при решении проблем, сформировать у них объективную потребность в социальном партнерстве [17, с. 253].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Астахов, С.В. Активные методы и приемы вовлечения родителей в образовательный процесс / С.В. Астахов // Начальная школа плюс До и После.- 2012. - № 3. - С. 26 – 29.
2.Бабушкина, Е.С. Работа с родителями: организация творческой мастерской / Е.С. Бабушкина // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 4. - С. 51 – 53.
3.Богданова, И.В. О возрождении традиций семейного воспитания / И.В. Богданова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 3. - С. 18 – 20.
4.Богословская, В.С. Школа и семья: конструктивный диалог: учеб-метод, пособие / В.С. Богословская. - Мн.: Унивеситэцкае, 2012. - 88с.
5.Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб: пособие для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2004. - 300с.
6.Борисова, Г.Д. Родительское собрание – форма сотрудничества семьи и школы /Г.Д. Борисова // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 14 – 16.
7.Гарченко, М.Н. Социально-экономические и культурные основы семьи / М.Н. Гарченко // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 21 – 24.
8.Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Академия, 2005. – 300с.
9.Горлова, Н.А. Секреты семейного общения, или Что нужно знать современным родителям о своих детях / Н.А. Горлова // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 3. - С. 3 – 6.
10.Городиская, О.А. Взаимодействие семьи и школы / О. А. Городиская // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 12 – 16.
11.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Стандарты второго поколения /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011. – 23с.
12.Ждакаева, Е.И. Выявление и коррекция деструктивных детско-родительских отношений в семье / Е.И. Ждакаева// Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 4. - С. 59 – 61.
13.Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М.: Академия, 2009. - 160с.
14.Иванова, Н.В. Возможное участие родителей в проектной деятельности младших школьников /Н.В. Иванова // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 16 – 18.
15.Иванова, Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений / Н.П. Иванова // Начальная школа. - 2014. - № 3. - С. 6 - 12.
16.Исаакович, Е.И. О тенденциях изменения института семьи в современном обществе / Е.И. Исаакович // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 1. - С. 78 – 80.
17.Классное руководство: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /В.П. Сергеева, Е.А. Алисов, И.С. Сергеева; под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2014. – 320с.
18.Князева, М.А. Влияние семьи на развитие личности младшего школьника / М.А. Князева // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 3. - С. 26 – 29.
19.Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалев. - Минск: Народная асвета, 2013. - 256с.
20.Ковалев, С.В. Психология современной семьи: книга для учителя / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2012. - 208с.
21.Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для образоват. учреждений сред. проф. образования / Г.М. Коджаспирова. - М.: Владос, 2013. – 350с.
22.Кружилина, Т.В. Формирование педагогического сознания родителей в условиях современной общеобразовательной школы / Т.В. Кружилина// Начальная школа. - 2009. - № 2. - С. 65 – 68.
23.Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 2012. – 300с.
24.Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети / Л.И. Маленкова. - М.: ТОО «ИнтелТех», 2014. - 216с.
25.Медведева, Н.В. Современные задачи школы и семьи в воспитании младшего школьника / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 3. - С. 15 – 18.
26.Метенова, Н.М. Работа с родителями на современном этапе / Н.М. Метенова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 8. - С. 57 - 67.
27.Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2015. – 280с.
28.Огнева, О.В. Как родители могут помочь ребенку в учебе / О.В. Огнева// Начальная школа. - 2013. - № 10.- С. 16 – 17.
29.Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Академия, 2004. – 340с.
30.Острогорская, В.А. Работа с родителями в начальных классах / В.А. Острогорская // Начальная школа плюс До и после. - 2012. - № 3. - С. 29 – 31.
31.Панченко, Т.В. Взаимодействие семьи и школы по формированию у младших школьников семейных ценностей / Т.В. Панченко// Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 4. - С. 45 – 47.
32.Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Владос Пресс, 2012. – 300с.
33.Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. пособие для студ. пед. вузов: в 2-х кн. / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2011. - Кн. 2. Процесс воспитания. – 260с.
34.Рожков, М.И.Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос Пресс, 2014. – 450с.
35.Рычкова, А.Г. Интеллектуально-творческая и учебно-исследовательская деятельность младших школьников как форма организации семейного досуга / А.Г. Рычкова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 4. - С. 48 – 51.
36.Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М. Академия, 2011. – 540с.
37.Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей / С.Л. Соловейчик. - М: Детская литература, 2007. - 367с.
38.Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2012. - 200с.
39.Столяренко, Л.Д. Педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 234с.
40.Тебенькова, Е.А. Общечеловеческие ценности как универсальный язык в работе с детьми и семьями / Е.А. Тебенькова // Начальная школа плюс До и После. - 2015. - № 11. - С. 7 – 11.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт. – М., 2011.
42.Фридман, Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов /Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 2010. – 178с.
43.Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Юристъ, 2014. - С. 451.
44.Хуторянская, Т.В. Технологические проблемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника / Т.В. Хуторянская // Начальная школа. – 2015. - № 4. - С. 3 – 5.
45.Чердынцева, Е.В. Технология формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников / Е.В. Чердынцева// Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 4. - С. 24 – 26.
© 2018, Шевченко Анна Михайловна 2160