СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчёт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками.

Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса младших школьников- так звучит моя тема по самообразованию.

Активные формы и методы обучения для младших школьников – это прежде всего, игры во всём их многообразии. В свете требований к школе, когда учитель должен научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного деятельного отношения к учебному процессу. При этом не менее важным требованием является снижение психических и физических перегрузок школьников. Игра является наиболее естественной формой жизнедеятельности ребёнка, поэтому использование игровых форм при организации педагогического процесса повышает заинтересованность и облегчает усвоение учебного процесса.

Игра- это «дитя труда». Ребёнок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит её в игру. Ребёнок играет сначала с реальными окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.

Дидактические игры – одно из действенных средств развития познавательного интереса. Они способствуют развитию у детей зрительных, слуховых, осязательных и других ощущений, уточняют знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни, развивают сообразительность, смекалку, речь. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное- знать!

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Вот некоторые примеры познавательных игр, которые могут применяться на практике учителя.

а ) Игры – упражнения

Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют для закрепления материала, проверке знаний, во внеклассной работе.

б ) Игры – соревнования

Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

в) Сюжетно – ролевые игры

Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определённым задачам, поставленным учителем. Это « Пресс-конференция», « Круглый стол» и другие. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов.

Игры, игры-путешествия, игры-экскурсии - вот далеко неполный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания.

Важно с самого начала заинтересовать детей, поэтому уроки я начинаю с игрового момента.

Например:- Сегодня к нам на урок пришёл сказочный герой. Его часто называют деревянным человечком, у него длинный нос и красивый колпак. Дети как его зовут? Он принёс письмо от папы Карло. (Зачитывается письмо, в котором изложена просьба научить его сына грамоте). Ребята, возьмём обучать Буратино?

Все хотят помочь любимцу. Дети стараются писать так, чтобы на них обратил внимание наш гость. В гости к нам приходят весёлые человечки, приводит гостей Чипполино, однажды на урок пришли любимые детские игрушки. Перед новым годом дети встречаются с Дедом Морозом. Выполнив все его задания, дети помогают вернуть похищенную Снегурочку.

Нравятся ребятам игра « Исправь ошибки». Незнайка, хвастаясь перед ребятами, решал примеры, а ребята проверяли и выставляли оценки.

На обучении грамоте, при изучении новой буквы сценарий игры был приблизительно таким:

На что похожа буква.

В букве « В»,

Наверно, вата,

Оттого и толстовата.

Определите повторяющийся звук.

- Водовоз вёз воду из водопровода.

- Съел Валерик вареник,

- А Валюша ватрушку.

Загадки.

а) Неизвестно, где живёт,

Полетит – деревья гнёт.( Ветер)

б) На севере нет её сильней,

На свете нет её буйней,

В руках её не удержать,

И на коне не обогнать.( Вода)

Скороговорки.

- Проворонила ворона воронёнка.

- Стоит воз овса,

Возле воза овца.

Какой звук заблудился. Поставь буквы правильно.

На уроках русского языка использую запоминалки орфографии, упражнения с элементами какографии.

а) Имена, фамилии, клички, города- все с заглавной буквы пишутся всегда!

б) Жи и Ши, Жи и Ши

С буквой «и» всегда пиши:

Мыши, ёжики, моржи,

Лыжи, лужи, камыши.

На каждом уроке я стремлюсь создать такую учебную обстановку, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. Это помогает сделать игра, которая способствует и развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных материалом учебника, дают большой результат. На каждом уроке я стремлюсь провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомится с новым для них учебным материалом, закреплять изученный. Обязательно на каждом уроке провожу минутки отдыха, на которых ребята не только отдыхают, но и развиваются( внимание, память, мышление).

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише-тише,

Деревце всё выше-выше.

Дождик капнул на ладошку,

На цветы и на дорожку.

Льётся, льётся-ой-ой-ой

Побежали мы домой.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнём

И опять писать начнём.

Перед уроком чтения провожу разминки для отработки дикции и правильного произношения.

« Слизываю варение»

Кончиком языка двигать по верхней губе сверху вниз.

« Чищу зубы»

Приоткрывать рот и кончиком языка почисть с внутренней стороны верхние зубы, двигая язык из стороны в сторону.

«Произносить скороговорки то медленно, то быстро»

Для урока письма я провожу разминки, способствующие развитию мелкой моторики рук.

« Свинки»

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,

И похрюкивают.

« Сомни лист»

Лист бумаги смять ОДНОЙ рукой в клубок.

Очень полезно проводить для отдыха разминку «Муха».

Нарисовать квадрат и разделить его на девять клеточек. В центре сидит « муха». Она может совершать движения на одну клетку вправо, влево, вниз, вверх. Учитель проговаривает ход перемещения мухи, а учащиеся следят. Когда учитель остановится, ученики должны сказать, где находится «муха». Эта игра позволяет тренировать способность длительно удерживать внимание на одном предмете.

Дидактические игры, используемые на уроках русского языка.

Игра «Домино»

Цель. Закреплять навык распознавания слов, обозначающих предметы, признаки предметов и действие предметов.

Ход игры. В игре принимают участие 2 – 4 человека. Правила игры как в обычное домино. Только на карточках написаны различные части речи и их вопросы. Выигрывает тот, у кого остаётся меньшее количество карточек.

Игра « Оденем куклу»

Цель. Закреплять навыки написания слов с парными согласными в корне, развивать внимание.

Ход игры. – Оденьте на куклу только ту одежду, в названии которой есть парный согласный, который можно проверить.

Названия одежды записываются, подбираются проверочные слова.

Шубка, шапка, сапожки, рубашка, юбка.

Игра « Я – учитель»

Цель. Тренировать учащихся в знании алфавита путём расстановки слов в алфавитном порядке.

Ход игры. – Сегодня на некоторое время вы станете учителями и попробуете исправить одну неполадку, которая произошла. Рассыпался список учащихся, а карточки с оценками остались. Теперь непонятно, где чьи оценки. Помогите в этом разобраться, поставьте фамилии в алфавитном порядке.

Игры для уроков математики.

Курица и цыплята.

Цель. Формирования навыков счёта.

Ход игры. Учитель вызывает к столу девочку, надевает на неё маску курочки, остальные дети – цыплята. Учитель читает стихи.

« Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки-

Жёлтые цыплятки:

Курочка: « Ко - ко – ко, ко- ко- ко,

Не ходите далеко».

Курочка в игре клюёт ( стучит карандашом ) по столу, а дети должны откликнуться – пропищать столько же раз.

По какой тропинке ты пойдешь?

Цель Систематизирование и обобщение знаний учащихся по различным разделам программы.

Содержание игры. На выходные дни дети вместе с учителем решили отправиться на туристическую базу пешком через лес. К ней вели две тропинки. Учительница узнала, что одна из них после дождя затоплена водой. Чтобы предупредить об этом ребят, она предложила им игру – загадку: догадаться по цепочкам примеров, по какой из тропинок связь с туристической базой не нарушена ( по какой из них можно пройти успешно). Она зашифровала каждую тропинку цепочкой примеров такого вида:

1 тропинка 2 тропинка

9 + 14 5 + 17

14 + 9 17 + 5

23 = 14 + 9 22 = 17 + 5

23 – 14 22 - 14

23 – 9 22 – 5

Дети сразу догадались, по какой тропинке они пойдут на туристическую базу.

Кто быстрее долетит до Луны?

Цель. Формирование вычислительных навыков.

Содержание игры. Учитель на доске рисует Землю, вдали- Луну, на пути от Земли до Луны он прикрепляет рисунки 9- 12 ракет, на обратной стороне которых написаны примеры. В примерах зашифрован путь полёта от Земли до Луны.

Учитель сообщает детям, что на этом уроке они отправятся в путешествие на космических кораблях на Луну. Кто быстрее рассчитает свой путь, зашифрованный примерами, тот быстрее и долетит до Луны.

Учитель вызывает поочерёдно к доске учащихся. Дети снимают по одному рисунку ракет, зачитывают примеры, решают их, называют ответ. Контролёры подтверждают ответ или опровергают его.

При правильном решении примера ученик прикрепляет рисунок ракеты рядом с рисунком Луны. Если ученик решил пример не верно, то его решает другой ученик из этой команды и прикрепляет рисунок ракеты рядом с рисунком Луны. Учитель по часам определяет, кто быстрее всех решил пример и какое место занял в игре – соревновании.

В конце соревнования подводят итоги, выявляется экипаж, который быстрее всех «долетел» до Луны. Затем анализируются ошибки, допущенные учениками. К анализу ошибок привлекаются все учащиеся.

Так же на уроках математики я использую математические фокусы, задания на смекалку, задачи на сообразительность.

В опыте работы по формированию познавательного интереса младших школьников я широко используются приёмы, стимулирующие интерес детей к учению сочетанием игровой деятельности и заданий творческого характера. Нравится ребятам участие в воображаемых ситуациях, где можно считать себя учителем, иностранным гостем и т.д. Мои ученики с увлечением восстанавливают « стёртые» записи, участвуют в операциях с «больными» словами (у слова кто-то « отгрыз» голову, а туловище оставил; нужно угадать первую букву и восстановить слова), решают задания на внимание, на сравнение.

Таким образом, систематическое использование в учебно – воспитательном процессе игровых форм и методов работы является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

В своей работе я использую элементы следующих образовательных технологий:

  1. Традиционные технологи и обучения: обучающая беседа, рассказ, лекция, вопросно-ответный контроль знаний.
  2. Здоровьесберегающие технологии: применение индивидуальной школьной нагрузки с учётом состояния здоровья учащихся, организация внутришкольных соревнований в течение года, физкультминутки на уроках, музыкальные паузы.
  3. Технологии развивающего обучения: создание проблемных ситуаций, элементы проблемного обучения, элементы самостоятельной исследовательской работы, создание ситуаций учебного проектирования и моделирования.
  4. Технологии индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся: создание индивидуальных заданий, разно уровневые задания и работа с ними.
  5. Технология сотрудничества: сюжетно-ролевые игры, деловые, коллективная работа учащихся.
  6. В своей работе использую метод учебных проектов, пробуем с ребятами заниматься исследованием, разрабатываем проблемные уроки. На урока и внеклассных мероприятиях использую информационные технологии( презентации, учебные видеодиски), работаю с интерактивной доской. Ученикам нравятся нестандартные уроки: урок-путешествие, урок-сказка,урок-экскурсия, урок-игра.

Насыщенность занимательным и справочным материалом, использование компьютерных технологий помогает сделать урок более доступным для понимания, развивает у детей любознательность. Полагаю, что использование компьютерных технологий в процессе обучения необходимо, актуально, эффективно, поскольку они имеют ряд преимуществ, а именно:

1. делают процесс обучения продуктивным посредством наглядности;

2. мотивируют познавательную деятельность учащихся;

3. стимулируют самостоятельную работу учащихся;

4. развивают творческие способности учащихся;

5. учитель экономит время на уроке для оформления классной доски, наглядного и иллюстративного материала.

Одной из приоритетных целей современного начального образования является воспитание и развитие личности младшего школьника в процессе формирования учебной деятельности. Её реализация требует совершенствования учебного содержания, использование эффективных методов и приёмов в обучении. К таким методам можно отнести метод проектов.В последние годы этот метод вызывает большой интерес у учителей. В 2013-14 учебном году мои первоклассники тоже работали над проектами.Вот наши результаты: проект « Числа в загадках и стихах», « Город Букв», « Жители саванны и Африки»

Большое внимание я уделяю воспитательной работе.

Планируя эту работу, я ставлю перед собой конкретные задачи:

  1. Создать на основе взаимодействия УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ

единое воспитательное пространство.

  1. Воспитывать у детей сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную и творческую активность.
  2. Воспитывать внутреннюю и внешнюю культуру младшего школьника.
  3. Способствовать развитию гражданской компетентности.
  4. Воспитывать у ребят стремление к здоровому образу жизни.

В моём классе реализуется дополнительная образовательная программа «Умельцы».

Дополнительная образовательная программа «Умельцы» имеет художественно-эстетическую направленность.

В современном, быстро меняющемся мире, возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через окружающую среду. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному.

Организация прикладной художественно-творческой деятельности учащихся – одно из условий успешности в формировании любознательной, творческой личности. Знания, приобретенные на занятиях по декоративно - прикладному творчеству обеспечат эстетическое и художественное развитие учащихся. Занятия носят воспитательный характер, прививают чувство цвета, фактуры, развивают у учащихся умение и желание украсить свой быт, воспитывать уважение к народным традициям.

Изучение традиций, особенностей русского народа при работе с различными художественными материалами приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен.

Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие художественно-творческих умений и навыков.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. В совместной трудовой деятельности можно выделить целый ряд воздействий: личности на личность; личности на коллектив; коллектива на личность; коллектива на коллектив.

Кружок посещают дети с разной обучаемостью, интересами и работоспособностью. Таким образом, у школьников появляется необходимость согласовывать свои цели с целями коллектива, свои усилия связывать с усилиями других участников совместного труда. Ребёнок вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе своих товарищей. Сильные ученики в этом случае успевают не только сами выполнить свою часть работы, но и оказать помощь товарищам, наблюдать за их работой, предупредить появление у них ошибок. В результате они и сами глубже проникают в материал.

На кружке мы составили правила взаимопомощи:

1. Оказывай посильную помощь другому, если он тебя просит об этом (ему трудно справиться самому, или он что-то не умеет).

2. Будь внимателен к другим, замечай, кому нужно помочь (ему приятно, он рад; один не справится).

3. Будь добрым по отношению к малышам и сверстникам (они так же отнесутся и к тебе).

4. Старайся сам во всем быть самостоятельным, но, если почувствуешь, что одному не справиться, принимай с благодарностью помощь другого (но никогда на нее не надейся).

Развитие навыков самообслуживания и взаимопомощи играет важную роль при формировании нравственных качеств ребёнка.

Ребята кружка принимают участие в школьных, районных выставках. Получая награды, дети радуются своим успехам и успехам своих товарищей, что стимулирует их к дальнейшей трудовой деятельности. В условиях совместной работы наиболее полно и отчётливо раскрывается система отношений каждого ученика к миру, одноклассникам, к самому себе. Эта форма работы не позволяет каждому ребёнку оставаться пассивным к другим членам группы, к выполняемому заданию, стимулирует такие важные способы взаимодействия, как групповая дискуссия, взаимопонимание, преодоление замкнутости. В результате совместной работы в кружке, ребята стали раскованнее, пропала боязнь сказать неверно. Улучшился психологический климат в коллективе, укрепилась дружба в классе.

Обратная аппликация из пластилина

За 2013-14 учебный год мы с ребятами и родителями побывали на Новогодней ёлке в г. В.Новгород, посетили город-профессий « КИДБУРГ», следующая наша экскурсия в Зоопарк и Музей бабочек. В классе прошли праздники: « Посвящение в Первоклассники», « Мама, папа, я- спортивная семья», « Прощание с первым классом».

В 2014-15 учебном году планирую продолжить работу по формированию учебных и воспитательных задач, продолжить работу по теме самообразования.

22.11.2015 18:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!