СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Школа- гимназия имени Батыр Баяна г.Булаево
Творческий отчет
Психолог: Смагулова Л.В
2014 г Творческий отчет педагога-психолога
школы-гимназии имени батыр Баяна
Смагуловой Ларисы Владимировны Педагог-психолог. С 2002 года работаю в системе образования. Стаж педагогической деятельности 10 лет.
Мое педагогическое кредо можно выразить словами: «Мотивация к работе – часть мотивации к жизни». Невозможно работать психологом только несколько часов в день, забывая об этом, выходя из стен школы, поскольку психология сопровождает нас в каждый момент нашей жизни.
В начале своей работы в должности педагога-психолога я поставила для себя следующую цель: организовать психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса (учащихся, родителей, педагогов), способствующее эффективности образовательного процесса, развитию личности учащихся.
Для достижения этой цели были выделены следующие задачи:
Оказывать консультативную и информационную поддержку участникам образовательного процесса. Для повышения своей квалификации использую не только методическую литературу и советы своих коллег, но и различные семинары-практикумы. За время своей педагогической деятельности приняла участие в городских мероприятиях в рамках работы методического объединения педагогов-психологов города: выступила на РМО с докладом по теме «Внедрение инновационных активных форм и методов в работу школьного психолога; провела психологический тренинг на районном семинаре «Будем знакомы» на снятие психологического напряжения ; активно участвовала в проведении районных родительских конференций на тему "психологическая помощь родителям выпускников"; "психологическая помощь родителям при подготовки первоклассников"; "психологическая помощь родителям подростков5,6,7 классов", приняла участие в проведении форума выпускников «Путь к успеху»; участвовала в организации и проведении круглого стола"Что такое ЕНТ, его плюсы и минусы "; посетила областной обучающий семинар тренинг " по профориентации" выступала на областном семинаре-коучинге «Актуальные проблемы духовно-нравственного развития личности в рамках реализации обновленной программы «Самопознание»
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса очень сложная и противоречивая деятельность, требующая участия и содействия администрации школы. В течение года в нашем образовательном учреждении проводятся методические семинары, педагогические советы, психолого- педагогические консилиумы, советы профилактики правонарушений среди учащихся, административные совещания, где определяются приоритетные направления работы педагога-психолога. В рамках своей деятельности мною осуществляется сопровождение учащихся образовательного учреждения посредством реализации основных направлений деятельности педагога-психолога: диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское, экспертное направление и консультирование. Особое внимание уделяется детям в кризисные периоды их развития. Первый кризисный период в жизни ребенка – поступление в школу. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, нормам, правилам существует у всех детей, однако, степень его успешного прохождения зависит от многих факторов, и длиться у каждого ребенка разный период времени. Выбранная мною тема самообразования «оптимизация психологического климата в школе, создания благоприятных условий для самореализации и развития личности учащихся и педагогов», предполагает решение следующей основной цели: создание психологически комфортных условий для успешного вхождения детей в учебную деятельность (на протяжении всего периода обучения в начальной школе). В рамках работы в данном направлении мною ежегодно проводится диагностическое обследование учащихся начальной школы, с помощью методики Л.А. Ясюковой «Определение готовности к школе» с целью выявления уровня готовности к школьному обучению (учащиеся 1-х классов), с целью исследования уровня развития учебной мотивации, познавательной активности учащихся («Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» А.Д. Андреева), Анализируя результаты диагностической работы важно отметить, что в настоящее время уровень готовности дошкольников к обучению в школе значительно снизился, возрастает количество учащихся со слабой и средней подготовленностью к усвоению новой учебной деятельности и, соответственно, снижается количество детей с хорошей эмоциональной и интеллектуальной готовностью к обучению в школе. Актуальной проблемой современных первоклассников в интеллектуальном развитии является невнимательность, низкий уровень произвольности, низкая осведомленность, бедный словарный запас. В эмоциональном развитии главной проблемой является дефицит родительского внимания, возникающий вследствие их трудовой занятости, низкой психолого-педагогической компетентности. Обозначенные проблемы определяют приоритетные направления – просветительское и развивающее - в работе с детьми, поступающими в первый класс, и их родителями. Результаты диагностической работы анализируются совместно с учителями, разрабатываются психологические характеристики классов, рекомендации по работе с каждым ребенком. . Помимо этого, в рамках темы самообразования, для учителей начальной школы проводятся групповые и индивидуальные консультации. Опираясь на результаты диагностического обследования учащихся, на рекомендации и пожелания учителей реализуется коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками. Мною были разработаны компилятивные программы для учащихся первых классов «Первый раз в первый класс», для учащихся четвертых классов «Сказка», развивающие игры для четвероклассников «Дорога в пятый класс». Анализ результатов групповой работы позволяет отметить как положительную динамику в преодолении школьной тревожности повышении самооценки учащихся, повышении познавательной мотивации детей, так и выделить приоритетные направления в организации дальнейшей работы: анализ качества взаимодействия учащихся позволяет сделать вывод о низком уровне сотрудничества детей между собой на разных этапах обучения, который необходимо повышать посредством осуществления интересной для них продуктивной творческой деятельности
Большое значение отводиться работе с родителями, поскольку семейные взаимоотношения играют одну из главных ролей при комфортном самочувствии учащихся в школе. Систематически с родителями начальных классов проводятся лектории, индивидуальные консультации.
Следующий кризисный период, требующий особого внимания и сопровождения педагога-психолога – период перехода из начальной школы в среднюю. Данный период является переломным, кризисным в жизни каждого школьника. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Однако у большинства детей отмечается снижение успеваемости в начале обучения в 5-ом классе. Поэтому важно знать и понимать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении. В школе успешно реализуется программа «Преемственность» в 5-х классах, в рамках которой систематически организуются психолого-педагогические консилиумы. Мною проводиться диагностическая работа с целью исследования эмоционального состояния личности каждого ученика, исследования эмоционального климата в коллективе. По результатам исследований важно отметить, что в период перехода в 5-ый класс у учащихся снижается уровень эмоциональной устойчивости, повышается тревога в ситуациях проверки знаний, возникает страх самовыражения, беспокойство не оправдать ожидания родителей, учителей. Это влечет за собой не только снижение успеваемости, но и снижение учебной, познавательной мотивации. Для того, чтобы снизить уровень тревоги, мною организуются развивающие классные часы «Классная республика», «Пятиклассник», групповые коррекционно- развивающие занятия с целью формирования адекватных представлений об особенностях обучения в средней школе, определение ожиданий от процесса обучения в пятом классе. С родителями традиционно организуется консультационная и просветительская работа: Анализируя работу с родителями учащихся 5-х классов важно отметить, что многие из них мало представляют особенности данного переходного периода, а также имеют слабое представление о формах и методах взаимодействия с детьми в кризисные моменты. Исходя из этого, мною ежегодно разрабатываются темы для повышения психологической компетентности родителей пятиклассников.
Важным направлением работы педагога-психолога является профориентация старшеклассников. Подростковый возраст является сложным периодом в жизни, ребенок переживает не только бурное физиологическое изменение, но и психологическое. В этот же период учащемуся необходимо определиться со своей будущей профессией, что также добавляет подростку эмоциональных переживаний. Для того, чтобы профессиональное самоопределение осуществлялось у подростков эффективно и продуктивно мною реализуются следующие направления работы: диагностическая работа направлена на определение профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся (методика Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников»). На основе полученных результатов разрабатываются характеристики классных коллективов, индивидуальные характеристики учащихся с рекомендациями по развитию имеющихся профессиональных способностей, выбору направления в будущей профессиональной деятельности. Индивидуальная консультативная работа со старшеклассниками, учителями и родителями направлена на решение сложных конфликтных ситуаций, сомнений, противоречий в жизни подростка. Организуется развивающая работа по формированию ответственной профориентационной позиции на основе программ Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, Э.Ф. Зеера (посредством групповых развивающих занятий, классных часов). Организуется просветительская работа с родителями старшеклассников
Перед предварительной проверкой готовности детей к ЕНТ проводилось тестирование на определение уровня тревожности. У 88% учащихся уровень тревожности нормальный. Нервная система у всех среднесильная, средняя. Определялся уровень самооценки. У 80% самооценка адекватная, 15%- завышенная, 5% - заниженная.
Кроме детей обучающихся по общеобразовательной программе в школе занимается 3 ученика по облегченной программе для детей с ЗПР: Пинчук Нелли, Ротай Вадим, Владыка Екатерина На каждого ребёнка заведен файл, куда входит карта психолого - педагогического обследования, психологическая проблематика. Ведется дневник наблюдений.
Результатами своей работы считаю повышение заинтересованности и активности участников педагогического процесса (учеников, родителей, педагогов) в профессиональном сотрудничестве с педагогом-психологом. В период моей работы увеличилось количество запросов со стороны родителей учащихся. По итогам просветительской работы (семинары, лектории) получены как положительные отзывы о мероприятиях, об их значимости и полезности для повышения психолого-педагогической компетентности, так и пожелания о дальнейшем сотрудничестве, о заинтересованности в знакомстве с другими актуальными темами и проблемами. Значительно увеличилось количество консультаций с учащимися и взрослыми. Результатами коррекционно-развивающей работы с учащимися считаю положительные отзывы учителей и родителей об изменениях результатов учебной деятельности, об улучшении взаимодействия и взаимопонимания.
Обобщая все вышеизложенное, хочется отметить, что деятельность педагога-психолога многогранна, сложна, требует большой самоотдачи, огромных эмоциональных затрат. По результатам своей работы в должности педагога-психолога мною выделяются приоритетные направления деятельности для ее дальнейшего совершенствования. Также для успешной работы необходимо постоянное стремление к профессиональному росту, самосовершенствованию.
© 2014, Смагулова Лариса Владимировна 5862