СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О творческом самосовершенствовании студенческой молодёжи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: Мартынова Алла Львовна

Преподаватель архитектурных дисциплин ГБОУ СПО «Санкт-Петербургский строительно-архитектурный колледж» 2015г.

Аннотация: В статье рассматривается о возможности полноценного раскрытия способностей и творческого самосовершенствования студенческой молодёжи в настоящее время.

Опираясь на исследования по данной теме, автор даёт представление условий необходимых для раскрытия и формирования творческих способностей у студентов.

Ключевые слова: Студент, самоопределение, воображение, креативное мышление, самосовершенствование, проблема развития творческих способностей, факторы способствующие творческой реализации студентов.

О творческом самосовершенствовании студенческой молодёжи

В процессе обучения студентов происходит профессиональное самоопределение, формирование системы ценностей и этического сознания, как ориентиров общественного поведения, также социально- ответственного поведения для полноценного участия в общественной жизни.

«В юношеском возрасте основной задачей является самоопределение - социальное, личностное и профессиональное. Главным приобретением ранней юности является открытие своего внутреннего мира в его целостности и уникальности». 1. [Е. С. Петенева «Психологические особенности развития «Я - образа» личности студента музыканта.]

Выбирая факультет, специализацию, где есть предметы художественно- эстетического цикла, студент не всегда отдаёт себе полный отчёт, для чего же он, например, рисует - он же учится на дизайнера, архитектора, никак не художника.

«Творчество рассматривается как образ жизни человека, а человек, как творец собственной жизни» (Э. Фромм, Г. Олпорт и др.). Главным побудительным мотивом творчества является стремление человека проявить и реализовать свои возможности. При выполнении любой деятельности, преобразуя её и усовершенствуя.

Творческие способности, способствующие выполнению поставленных задач, это способность к воображению, креативному мышлению, не исключаются особенности личности, также мотивация, профессиональные и творческие умения, особенности взаимодействия с преподавателями и одноклассниками.

«Нет людей без какой- либо способности, но есть люди со слабо выраженными способностями.» Э Виннер ( Winner, 1996, c. 294)

Проблема полноценного раскрытия своих способностей и возможностей, вопрос творческого самосовершенствования очень актуален для студенческой молодёжи в настоящее время.

Я преподаю рисунок, живопись студентам колледжа по специальности «Архитектура», где многие студенты начальные знания по рисунку и живописи получают непосредственно на занятиях. К концу второго года обучения только 20% учащихся достигают очень хороших результатов. С их творческими способностями они могут поступать в ВУЗы, сдавая вступительный творческий экзамен. От своих однокурсников их отличает творческая мотивация и желание качественно выполнить поставленную задачу. Для достижения цели они не боятся экспериментировать, умеют прислушиваться к рекомендациям преподавателя.

Исследуя вопрос творческого развития студентов, интересны результаты опроса, проведённого со студентами 2 курса Архитектурно-строительного колледжа, отделения «Архитектура». Возраст 16-17 лет. Первый год прохождения дисциплин художественно- эстетического цикла. Студентам было предложено ответить на четыре вопроса. На 2 вопроса предложено ответить в развёрнутом виде. Ответы взяли для последующей систематизации, исходя из опыта проведённого аналогичного эксперимента О. С. Зорькиной в Новосибирском государственном педагогическом университете.: 1) Что такое творческая самореализация личности ( на первый вопрос можно было выбрать несколько ответов) 2) Зачем нужна творческая самореализация личности 3) Что помогает творческой самореализации студента в процессе учебной деятельности 4) Что мешает процессу самореализации.

Понятие самореализации у студентов разная. Стремление к наиболее полному использованию своих талантов, способностей, возможностей 11. Постоянное самосовершенствование себя именно в той деятельности, в которой ты способен 13. Раскрытие способностей создавать что-то новое, неординарное 9. Реализация таланта именно в той сфере, которая является наилучшей для его применения 3.Учащиеся соотносят развитие своего творческого «Я» с успешной деятельностью, её реализацией. Меньше трети от всего количества студентов ориентированы на усовершенствование деятельности. Отсутствует креативный* подход.

*КРЕАТИВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. [англ. creative от лат. cre?re - порождать, создавать] Книжн. 1. Творческий, созидательный, новаторский. Способный порождать новое, творить. 2. Предназначенный для возбуждения воображения, фантазии. < Креативность; (Толковый словарь русского языка).

На вопрос зачем нужна творческая самореализация личности, только 15 % студентов готовы применить свои возможности не только для себя, но и для других людей - на развитие общества. Задаваясь вопросом о факторах, помогающих творческой реализации студента в учебной деятельности мнения можно объединить на 2 категории- активная деятельность, где студент может реализовать свои возможности и вторая категория обозначает преподавателя, способного стимулировать дальнейшую самостоятельную деятельность учащегося. Не многие написали о важности мнения окружающих людей, как основной фактор саморазвития. На вопрос, что мешает процессу самореализации, 80 % респондентов указывают на нехватку времени и большую загруженность учёбой, есть учащиеся, которые отметили плохие взаимоотношения с преподавателем и неуверенность в себе.

Подведя итог, проведённому опросу, можно сделать несколько выводов. 1. Для молодёжи в таком возрасте творческая самореализация- процесс очень индивидуальный. К сожалению, хочется отметить очень отстранённое отношение к вопросу, не смотря на то, что студенты уже обучаясь профессии «Архитектор», изучая историю искусств, историю архитектуры, рисуя, указывают в целом об отсутствии возможности творческой самореализации. 2. Также большая роль отведена участию преподавателю, на что необходимо обратить внимание. Именно с помощью преподавателя студент может раскрыться в полной мере. Необходимо создавать больше условий, для раскрытия и формирования творческих способностей у студентов, посредством организации факультативных занятий, проведением конкурсов и олимпиад, где можно проявить нестандартное мышление. Больше практики, где урок проходит в формате сотрудничества и партнёрства.

Библиографический список

  1. Е. С. Петенева «Психологические особенности развития «Я- образа» личности студента музыканта. Социокультурные детерминаты и мотивационные основы развития личности. Материалы Всероссийской научно- практической конференции Новосибирск 2010. с. 400

  2. Зорькина О. С. «К проблеме творческой самореализации студентов» Социокультурные детерминаты и мотивационные основы развития личности. Материалы Всероссийской научно- практической конференции, Новосибирск 2010., с. 468

  3. Ильин Е. П. «Психология творчества, креативности, одарённости»

  4. Богоявленская Д. Б. «Психология творческих способностей»

  5. Гуськова Е. А. Психологические условия реализации творческого потенциала студентов в учебно-воспитательном процессе вуза

  6. Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики иусловия достижения М.: «Флинт», «Наука», 1998.

Категория: ИЗО
22.04.2015 02:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП