СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Автор: Мартынова Алла Львовна
Преподаватель архитектурных дисциплин ГБОУ СПО «Санкт-Петербургский строительно-архитектурный колледж» 2015г.
Аннотация: В статье рассматривается о возможности полноценного раскрытия способностей и творческого самосовершенствования студенческой молодёжи в настоящее время.
Опираясь на исследования по данной теме, автор даёт представление условий необходимых для раскрытия и формирования творческих способностей у студентов.
Ключевые слова: Студент, самоопределение, воображение, креативное мышление, самосовершенствование, проблема развития творческих способностей, факторы способствующие творческой реализации студентов.
О творческом самосовершенствовании студенческой молодёжи
В процессе обучения студентов происходит профессиональное самоопределение, формирование системы ценностей и этического сознания, как ориентиров общественного поведения, также социально- ответственного поведения для полноценного участия в общественной жизни.
«В юношеском возрасте основной задачей является самоопределение - социальное, личностное и профессиональное. Главным приобретением ранней юности является открытие своего внутреннего мира в его целостности и уникальности». 1. [Е. С. Петенева «Психологические особенности развития «Я - образа» личности студента музыканта.]
Выбирая факультет, специализацию, где есть предметы художественно- эстетического цикла, студент не всегда отдаёт себе полный отчёт, для чего же он, например, рисует - он же учится на дизайнера, архитектора, никак не художника.
«Творчество рассматривается как образ жизни человека, а человек, как творец собственной жизни» (Э. Фромм, Г. Олпорт и др.). Главным побудительным мотивом творчества является стремление человека проявить и реализовать свои возможности. При выполнении любой деятельности, преобразуя её и усовершенствуя.
Творческие способности, способствующие выполнению поставленных задач, это способность к воображению, креативному мышлению, не исключаются особенности личности, также мотивация, профессиональные и творческие умения, особенности взаимодействия с преподавателями и одноклассниками.
«Нет людей без какой- либо способности, но есть люди со слабо выраженными способностями.» Э Виннер ( Winner, 1996, c. 294)
Проблема полноценного раскрытия своих способностей и возможностей, вопрос творческого самосовершенствования очень актуален для студенческой молодёжи в настоящее время.
Я преподаю рисунок, живопись студентам колледжа по специальности «Архитектура», где многие студенты начальные знания по рисунку и живописи получают непосредственно на занятиях. К концу второго года обучения только 20% учащихся достигают очень хороших результатов. С их творческими способностями они могут поступать в ВУЗы, сдавая вступительный творческий экзамен. От своих однокурсников их отличает творческая мотивация и желание качественно выполнить поставленную задачу. Для достижения цели они не боятся экспериментировать, умеют прислушиваться к рекомендациям преподавателя.
Исследуя вопрос творческого развития студентов, интересны результаты опроса, проведённого со студентами 2 курса Архитектурно-строительного колледжа, отделения «Архитектура». Возраст 16-17 лет. Первый год прохождения дисциплин художественно- эстетического цикла. Студентам было предложено ответить на четыре вопроса. На 2 вопроса предложено ответить в развёрнутом виде. Ответы взяли для последующей систематизации, исходя из опыта проведённого аналогичного эксперимента О. С. Зорькиной в Новосибирском государственном педагогическом университете.: 1) Что такое творческая самореализация личности ( на первый вопрос можно было выбрать несколько ответов) 2) Зачем нужна творческая самореализация личности 3) Что помогает творческой самореализации студента в процессе учебной деятельности 4) Что мешает процессу самореализации.
Понятие самореализации у студентов разная. Стремление к наиболее полному использованию своих талантов, способностей, возможностей 11. Постоянное самосовершенствование себя именно в той деятельности, в которой ты способен 13. Раскрытие способностей создавать что-то новое, неординарное 9. Реализация таланта именно в той сфере, которая является наилучшей для его применения 3.Учащиеся соотносят развитие своего творческого «Я» с успешной деятельностью, её реализацией. Меньше трети от всего количества студентов ориентированы на усовершенствование деятельности. Отсутствует креативный* подход.
*КРЕАТИВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. [англ. creative от лат. cre?re - порождать, создавать] Книжн. 1. Творческий, созидательный, новаторский. Способный порождать новое, творить. 2. Предназначенный для возбуждения воображения, фантазии. < Креативность; (Толковый словарь русского языка).
На вопрос зачем нужна творческая самореализация личности, только 15 % студентов готовы применить свои возможности не только для себя, но и для других людей - на развитие общества. Задаваясь вопросом о факторах, помогающих творческой реализации студента в учебной деятельности мнения можно объединить на 2 категории- активная деятельность, где студент может реализовать свои возможности и вторая категория обозначает преподавателя, способного стимулировать дальнейшую самостоятельную деятельность учащегося. Не многие написали о важности мнения окружающих людей, как основной фактор саморазвития. На вопрос, что мешает процессу самореализации, 80 % респондентов указывают на нехватку времени и большую загруженность учёбой, есть учащиеся, которые отметили плохие взаимоотношения с преподавателем и неуверенность в себе.
Подведя итог, проведённому опросу, можно сделать несколько выводов. 1. Для молодёжи в таком возрасте творческая самореализация- процесс очень индивидуальный. К сожалению, хочется отметить очень отстранённое отношение к вопросу, не смотря на то, что студенты уже обучаясь профессии «Архитектор», изучая историю искусств, историю архитектуры, рисуя, указывают в целом об отсутствии возможности творческой самореализации. 2. Также большая роль отведена участию преподавателю, на что необходимо обратить внимание. Именно с помощью преподавателя студент может раскрыться в полной мере. Необходимо создавать больше условий, для раскрытия и формирования творческих способностей у студентов, посредством организации факультативных занятий, проведением конкурсов и олимпиад, где можно проявить нестандартное мышление. Больше практики, где урок проходит в формате сотрудничества и партнёрства.
Библиографический список
Е. С. Петенева «Психологические особенности развития «Я- образа» личности студента музыканта. Социокультурные детерминаты и мотивационные основы развития личности. Материалы Всероссийской научно- практической конференции Новосибирск 2010. с. 400
Зорькина О. С. «К проблеме творческой самореализации студентов» Социокультурные детерминаты и мотивационные основы развития личности. Материалы Всероссийской научно- практической конференции, Новосибирск 2010., с. 468
Ильин Е. П. «Психология творчества, креативности, одарённости»
Богоявленская Д. Б. «Психология творческих способностей»
Гуськова Е. А. Психологические условия реализации творческого потенциала студентов в учебно-воспитательном процессе вуза
Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики иусловия достижения М.: «Флинт», «Наука», 1998.
© 2015, Мартынова-Фидельман Алла Львовна 1031