СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы работы на уроке музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивные методы работы на уроках музыки

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимся и преподавателем, между самими обучающимися.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у обучающихся интереса;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • установление воздействия между обучающимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • формирование у обучающихся мнения и отношения;
  • формирование жизненных и профессиональных навыков;
  • выход на уровень осознанной компетентности обучающегося.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

  • Круглый стол (дискуссия, дебаты)
  • Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)
  • Деловые и ролевые игры
  • Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
  • Мастер класс

В данных методических рекомендациях предложены к рассмотрению ведущие интерактивные формы обучения. Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения студентов. Кроме того, преподаватель кафедры может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

  • занятие – не лекция, а общая работа.
  • все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
  • нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
  • все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Подготовка интерактивного занятия

Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

  • возраст участников, их интересы, будущая специальность.
  • временные рамки проведения занятия.
  • проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.
  • заинтересованность группы в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

  • должна быть четко определена цель занятия.
  • подготовлены раздаточные материалы.
  • обеспечено техническое оборудование.
  • обозначены участники.
  • определены основные вопросы, их последовательность.
  • подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

  • уточнение проблем, которые предстоит решить.
  • обозначение перспективы реализации полученных знаний.
  • определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

  • программа занятия.
  • раздаточные материалы должны быть адаптированы к аудитории («Пишите для аудитории!»).
  • материал должен быть структурирован.
  • использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Вот такие рекомендации можно дать преподавателям по использованию разных платформ при использовании интерактивных методов работы, особенно на дистанционном обучении.

Адрес: https://learningapps.org

Данный сервис даёт возможность использовать как готовые задания по разным предметам, так и для создания своих интерактивных заданий.

Чтобы использовать готовые задания, необходимо перейти по ссылке https://learningapps.org

В верхней строке сервиса выбрать вкладку «Все упражнения», категорию и вариант задания.

Чтобы использовать сервис для создания своих интерактивных заданий, необходимо в верхней строке выбрать вкладку «Новое упражнение». Из предложенных конструкторов выбираем подходящий вариант для своего задания, например кроссворд – выбираем вкладку «Кроссворд». В верхней панели можем просмотреть примеры или перейти на вкладку «Создать новое упражнение».

В новом окне заполняем информацию:

- Название упражнения

- Описание задания (оно будет появляться в начале упражнения. Если это не нужно, можно оставить это поле пустым)

Выбираем или загружаем свою фоновую картинку

Вводим вопросы кроссворда, выбирая:

  • текст (к тексту можно добавить подсказку),
  • картинку, можно добавить текстовую подсказку.
  • аудио/видео файл, выбрав его из библиотеки YouTube (левое окно), скопировав и вставив ссылку (правое окно), нажимаем «Использовать Аудио/Видео». Так же можно добавить текстовую подсказку.

Добавляем ключевое слово кроссворда.

В обратной связи можно использовать готовый текст: «Здорово, ты выполнил(а) все верно!», или использовать свой вариант.

В строке «Помощь» можно создать подсказки для выполнения упражнения, которые пользователь сможет увидеть с помощью значка в верхнем левом углу но, можно оставить это поле пустым.

Нажимаем вкладку «Завершить и показать в предварительном просмотре».

Данное задание можно редактировать - вкладка «Доработать упражнение».

Ссылка на материал, созданный Лобановой Натальей Сергеевной с помощью данного сервиса: https://learningapps.org/display?v=pdt35o89n20

Описание. https://learningapps.org/12831845

Название упражнения: «Звучит нестареющий Моцарт» 2 класс по программе Музыка Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

В описании ученикам предложено посмотреть видео урока «Звучит нестареющий Моцарт» с сайта Фавурок по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=sv_XTbFyZY4&feature=emb_logo,

чтобы разгадать кроссворд о великом австрийском композиторе!

Фоновая картинка загружена из своей коллекции картинок в виде нотных знаков.

Введено 7 вопросов кроссворда с использованием текста и аудиофайлов из библиотеки YouTube с текстовыми подсказками.

Ключевое слово кроссворда: МОЦАРТ.

В обратной связи использован готовый текст: «Здорово, ты выполнил(а) все верно!»

Найти своё задание можно в верхней строке сервиса, вкладка «Мои упражнения». В эту вкладку добавляются готовые задания, которые можно выбрать при просмотре коллекции заданий.

Список используемой литературы:

- Будерецкая И. В. Интерактивные методы обучения. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/21/interaktivnye-metody-obucheniya

Категория: Музыка
01.06.2023 22:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП