СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированное обучение как средство формирования учебной мотивации к математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Основные направления модернизации современной школы связаны с идеей создания условий для развития личности и раскрытия индивидуальности ученика, его самореализации в жизни. Перед теоретиками и практиками стоит задача совершенствования учения школьников, как ведущего их вида деятельности, выявления условий повышения качества образования, среди которых немаловажное значение имеет формирование и развитие учебной мотивации.

С 1 сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения [1], который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования. 

Задача учителя – научить, не только читать, считать и писать, а привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Учителю важно выяснить, почему ученик не хочет учиться, какие стороны мотивации у него не сформированы, в каком случае он не хочет учиться, а где мы, взрослые, не научили его так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась.

Формирование учебной мотивации - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не должен занимать позицию наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, его обязанностью является стимулирование развития этой сферы системой продуманных психолого-педагогических приемов.

С целью выявления учебной мотивации учащихся класса, в начале учебного года было проведено их анкетирование, направленное на выявление отношения школьников к основным учебным предметам (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир). Итоги получились такими: самый любимый предмет – окружающий мир, а математика в этом списке оказалась на последнем месте. 

По ФГОС те знания, умения, навыки которые получают ученики при изучении предмета математики, должны применять на практике, в жизненных ситуациях. Отсюда был сделан вывод: совместить, эти два предмета любимый и нелюбимый.

Обучение математике - это в первую очередь решение задач. Поэтому задачи выступают как главное средство мотивации учащихся. Умение  решать задачи - критерий успешности обучения математике. Но для детей это очень скучное занятие.

Решение совмещения двух предметов было найдено - это интегрированный факультативный курс, который является частью учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» и дополняет учебники «Математика» (автор А. Л. Чекин) [2,3] и «Наш мир» (авторы О. Н. Федотова и др.) [ 4]. 

Данный курс направлен на формирование способности учащихся применять, приобретенные на уроках математики и окружающего мира знания и умения в специально смоделированных ситуациях, отражающих реально существующую жизненную обстановку. 

Задания-задачи включают элементы репродуктивной деятельности, которая связана с использованием необходимой математической терминологии для объяснения выполняемых действий, с вычислениями, с применением правила или свойства.

Дети с удовольствием изучают материал по окружающему миру к данному занятию, готовят доклады, выступают, а затем строят свои мини – проекты, решая практические задачи, применяя математические знания, полученные на уроках. 

На таких факультативных курсах-уроках очень ярко  видно использование возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека: 

•    информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); 

•    коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); 

•    самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); 

•    самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). 

Анализ проведения таких уроков показал, что ученикам предоставляется возможность быть в позиции творческого субъекта, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения, самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать интеллектуальный уровень. У младших школьников развиваются общеучебные умения, наблюдается повышение обученности и воспитанности. Создаются условия для сохранности физического и психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности. Также создаются благоприятные условия для сотрудничества с родителями. Они становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса. Таким образом, доказано, что интегрированное обучение является одним из средств формирования учебной мотивации к математике.

Список литературы

1.    Минобрнауки РФ Приказ от 06.10.2009 №373 [Текст]:  «Об утверждении и введении в действие ФГОС  НОО».

2.    Чекин,А.Л. Математика 2 класс, в 2 ч. [Текст]: учебник для 2 класса /Под.ред.Р.Г.Чураковой.-М:Издательство«АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» 2012.- 160с.-20 000 экз. – ISBN 978-5-94908-991-0.

3.    Чекин,А.Л. Математика в практических заданиях 2 класс, в 3 ч. [Текст]: учеб.тетрадь для сам.работы  для 2 класса №1,2,3 /Под ред. О.А.Захарова - М.: Издательство «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК», 2012.- 160с.-20 000 экз. – ISBN 978-5-94908-994-1.

4.    Федотова О.Н., Наш мир 2 класс, [Текст]: хрестоматия для 2 класса  /Под.ред.О.Н.Федотовой-М.:Издательство«АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК»2012.- 60с.-20 000 экз. – ISBN 978-5-94919-995-1. 

08.01.2015 17:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!