СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Людей, легкомысленно воспринимающих историю
лишь как свод случайных легенд и преданий,
история действительно ничему не учит.»
Назарбаев Н.А.
Все сферы жизни человеческого общества имеют свои закономерности, которые изучает историческая наука. Рассмотрев действие этих закономерностей в прошлом, можно использовать их и в современном мире. [1]
Историческая наука формирует мировоззрение и историческое мышление человека, историческое сознание общества. [2]
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, объявляя 2015 год Годом 550-летия Казахского ханства, назвал Казахстан сердцем Евразии. И это утверждение Лидера нации совершенно справедливо. Его разделяют как ученые, так и политологи, государственные деятели. На территории современного Казахстана в древности сосуществовали вместе земледельцы и скотоводы, оседлые и кочевые народы. Они создали высокую культуру, развитое государство и были известны всему миру. Это время историки называют эпохой Великой степной цивилизации. Однако, к сожалению, в принятых классификаторах цивилизаций ей не нашлось места.
За годы независимости в Казахстане проделана огромная работа в направлении роста национального самосознания, уважения богатых исторических и национальных традиций, знакомства всего мира с демократическими традициями казахского народа, соединения его богатого духовного наследия с мировой цивилизацией и интеллектуальной элитой, связывания ценностей традиционной культуры народов Казахстана с ценностями либерально-демократического общества. [3]
История страны - это, прежде всего история простого человека. Одна из проблем современности - потеря общей памяти человека и незнание истории своей семьи меньше всего относится к казахскому народу. Исторически повелось, что казахи знают о себе все до седьмого поколения. У каждой из семей, составляющих казахский народ, есть своя история, и есть люди в своем роду, которые так или иначе оставив добрый след, являются частью истории Казахстана. [4]
Слабость исторического сознания народа делает его жертвой манипуляторов общественным мнением, в кризисные моменты ведет к апатии и бездеятельности или в ловушку идей тоталитарного характера.
Искажение исторических фактов, это проблема, с которой столкнулось человечество в 21 веке. Сделать необычное селфи, переписка в социальных сетях и прогулка с друзьями – это интересы нынешней молодежи. Изучение истории в этот список не входит. Поэтому знания о событиях минувших времен у подрастающего поколения оставляют желать лучшего. И это лишь вершина айсберга. Многие и вовсе имеют неверные знания об исторических событиях.
В век информационных технологий главной задачей образования является не только получение обучающимися определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
Сегодня компьютерные технологии прочно обосновались в образовательном процессе. С помощью медиа и компьютерных технологий появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не только казахской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни. Как показывает практика, использование медиа-ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс.
На мой взгляд, проследить историю государства проще всего на картах разных исторических периодов, узнавая о событиях на основе изменения границ территории. И здесь вместо бумажных карт актуально использовать более удобные и информативные интерактивные карты.
Интерактивная карта - это электронная карта, работающая в режиме двухстороннего диалогового взаимодействия человека (пользователя) и компьютера и представляет собой визуальную информационную систему.
Важно отметить, что для интерактивных карт расширяется понятие информативности. Помимо информации, воспринимаемой пользователем при чтении карты, интерактивные карты обладают скрытой информацией, которую можно получить, выполнив на карте определенные действия (например, при наведении курсора на объект).
Для создания интерактивной карты территории Казахстана был взят период от Казахского ханства до Республики Казахстан и разделен на семь основных исторических событий:
Каждый период помещен в меню приложения (см. рисунок 1), которое в итоге получило название «Интерактивные карты территории Казахстана от Казахского ханства к Республике Казахстан». Меню выполнено красочно, пункты меню обозначены в виде иконок, отображающих соответствующее событие. При наведении курсора на иконку события – изображение увеличивается и появляется соответствующая надпись.
Рисунок 1. Меню приложения
После нажатия на изображение появляется карта территории Казахстана соответствующего времени (см. рисунок 2). При наведении мыши на область (жуз, велаят и т.д., административное деление выбранного периода) происходит ее выделение, а при нажатии ЛКМ на экран выводится информация.
Рисунок 2. Карта Казахского ханства с выделенной областью
В приложении имеются сведения как по отдельным областям территории, так и в целом описание всей территории. Для удобства пользования в каждом файле имеется содержание с применением гиперссылок, как с возможностью перехода к определенному разделу, так и обратно к содержанию.
В дальнейшем планируется заменить меню на временную шкалу, передвигаясь по которой можно будет моментально оценивать изменения территории и связанных с этим событий.
Применять подобные технологии при изучении истории, думаю актуально как никогда.
© 2016, Кеклис Александра Васильевна 2152