СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060101
ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО УГЛУБЛЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
На современном этапе в профессиональном образовании предъявляются высокие требования к качеству подготовки выпускаемых специалистов. Одним из условий при изучении профессиональных модулей на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
«Интерактивный» («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) в переводе означает -взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом. Они направлены на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности на достижение целей занятия.
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.
Цели интерактивного обучения состоят в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, создает базу для будущей профессиональной деятельности.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
К ведущим интерактивным формам обучения относятся известные всем методы:
Кроме того, преподаватель может разработать новые формы интерактивного обучения в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.
Вашему вниманию предлагается одна из форм интерактивного обучения при изучении ПМ.02 «Лечебная деятельность» МДК02.02 «Лечение пациентов хирургического профиля» «Оказание медицинских услуг в оториноларингологии» - Урок- конкурс, который включает элементы вышеперечисленных интерактивных методов. Урок- конкурс проводится в рамках практического занятия после изучения основных вопросов темы, алгоритмов манипуляций, решения обучающих задач.
Урок-конкурс Тема: Оказание медицинских услуг при заболеваниях глотки. Цель: обучающая: сформировать умение применения полученных знаний при решении ситуационных задач: грамотно поставить предварительный диагноз и оказать медицинскую помощь, определить тактику ведения пациента; - способствовать формированию практических навыков проведения осмотра пациента, диагностики заболевания, заполнения медицинской документации при решении ситуационных задач; - активизировать самостоятельную работу студентов на занятии с помощью введения рейтинговой системы оценивания; развивающая: формирование у студентов логического мышления, мыслительных способностей, творческой и поисковой активности, умения обобщать, выделять главное, формирование грамотных речевых формулировок. воспитательная: формирование у студентов навыков самостоятельной работы, чувства ответственности, взаимопонимания, умения работать в команде, применять коммуникативные способности.
План проведения урока- конкурса
№ |
Название этапа |
Описание |
Цель |
Время |
1. |
Подготовительный этап |
Знакомство со сценарием, с заданиями конкурса. Формирование 2-х команд |
Активизировать познавательную деятельность, создать мотив для изучения данной темы. |
2 мин |
2. |
1 этап конкурса |
Блиц-опрос по терминологии изучаемой темы. Оценка преподавателя |
Закрепление полученных знаний. Активизация мыслительной деятельности студентов. |
5мин 5мин |
3. |
2 этап конкурса |
1.Решение ситуационной задачи каждой командой. 1.1подготовка к решению ситуационной задачи 1.2 демонстрация решения ситуационной задачи 1.3 оценка решения ситуационной задачи командой соперников 1.4.демонстрация практических навыков, указанных в задаче. 1.5 оценка практических навыков командой соперников 1.6 заполнение медицинской документации 2.Оценка командой соперников |
Оценка степени усвоения материала по основным вопросам темы. Активизация мыслительной деятельности студентов, создание деловой атмосферы |
10 мин 5 мин 10 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин |
4. |
3 этап конкурса |
Подготовка презентации по заданной теме с использованием интернет – ресурсов. Требования, критерии оценки представляются на экране. Презентация темы. Оценка преподавателя. |
Углубление и закрепление знаний, развитие творческого потенциала |
20 мин 5мин 3мин |
5. |
Подведение итогов. |
Заключительное слово преподавателя. Выставление оценок каждому студенту. |
Оценить степень достижения цели урока. |
5мин |
Итого |
90 мин |
1 этап конкурса блиц-опрос. Это кратковременные игровые взаимодействия в процессе обучения, направленные на проверку и закрепление знаний, способствующие развитию коммуникабельности, целеустремленности, познавательной и интеллектуальной активности обучающихся. В данном конкурсе в качестве вопросов участники команд используют медицинские термины по изучаемой теме.
При подготовке к уроку важна разработка комплекта заданий с эталонами ответов и критериями их оценивания. В предлагаемой ситуационной задаче задания составлены в соответствии с формируемыми профессиональными компетенциями (ПК) по данному профессиональному модулю, с указанием системы оценивания в баллах.
Например: 2 этап. Решение ситуационной задачи. Здесь важна задачная формулировка, которая погружает обучающего в профессиональную деятельность Пример задачи Вы фельдшер скорой помощи. Вызов к ребенку 6 лет, страдающему бронхиальной астмой. Заболел 3 дня назад. Появилась слабость, отсутствует аппетит, боли в горле, температура 39° С, отмечается бледность кожных покровов. При осмотре глотки наблюдается гиперемия зева, левая миндалина умеренно увеличена, в области верхнего полюса плотный налет грязно- серого цвета, при попытке снять - подлежащая ткань кровоточит. Родители ребенка являются беженцами из «горячей точки», живут в общежитии. Прививки против инфекционных заболеваний ребенок не получал в связи с постоянными противопоказаниями. Задание.
1.Сформулировать диагноз - 1балл.
2. Определить программу лечения пациента - 10баллов (ПК 2.1)
3. Определить тактику ведения пациента - 1балл (ПК 2.2)
4. Провести необходимые лечебные вмешательства - 5баллов (ПК 2.2)
5. Заполнить медицинскую документацию (карту вызова, при необходимости сопроводительный лист) - 5 баллов (ПК 2.8)
6.Выполнить алгоритм «Проведение фарингоскопии» - 9 баллов (ПК 2.3)
Критерии оценки
30-31 балл – «отлично»
25- 29 баллов – «хорошо»
20 – 24балла – «удовлетворительно»
Важно, что студенты сами оценивают ответы команды соперников, что носит обучающий характер, способствует закреплению знаний при последующем сравнивании своих ответов с эталоном. Такая система оценивания обеспечивает соревновательный характер конкурса, позволяет оценивать деятельность участников конкурса, успешность работы игровых групп.
При проведении практических манипуляций («Проведение фарингоскопии») используются элементы ролевой игры. Студенты выступают в роли фельдшера и пациента и выполняют манипуляции с соблюдением всех правил асептики. Оценку манипуляции проводят также члены команды соперников, сравнивая затем с эталоном, который предлагает преподаватель.
При подготовке презентации (3 этап) обучающиеся также знакомятся с критериями оценивания данного задания. При выполнении третьего этапа происходит освоение студентами приемов познавательной деятельности, формируется интерес к исследовательской работе.
Важно подобрать такую тему, которая будет способствовать углублению знаний, заинтересованности, возможности последующего её развития в курсовую работу или выпускную дипломную работу. Например: «Анализ распространенности заболеваний глотки на современном этапе», «Современные принципы лечения хронических тонзиллитов» и т.д.
При проведении урока важна наглядность оценивания этапов конкурса и каждой команды. С этой целью используется подготовленная таблица на доске или экране.
В рамках урока - конкурса происходит формирование профессиональных компетенций модуля. Обучающийся может продемонстрировать способность выполнять требуемые профессиональные задачи, продемонстрировать знания по изучаемой теме, навыки самостоятельной работы, т.е. урок - конкурс носит комплексный характер, доказывает эффективность процесса обучения.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт работы в среднем профессиональном образовательном учреждении позволяет сделать вывод, что применение интерактивных методов в обучении в сочетании с различными видами аудиторной самостоятельной работы, направленной на самостоятельное приобретение профессионально значимых знаний и умений способствует более качественной подготовке выпускаемых специалистов колледжа.
© 2015, Мавричева Ирина Викторовна 742