СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интересное для учителей -словесников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я приветствую, вас на матер - классе по теме «Развитие творческих речевых способностей учащихся на уроках русского языка»

Вначале мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли к нам в гости.

Я рада, что у вас веселое настроение, доброжелательное отношение к окружающим и хочу, чтобы это настроение длилось весь день.

Воображение ребенка превращается из деятельности, которая нуждается во внешней опоре в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществить элементарное словесное (сочинение сказок, стихов, историй) и художественное (рисунки) творчество.

Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели. Показательно, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения, ведут к его отставанию, обеднению.

Существуют три группы факторов, доказывающих связь воображения ребенка с его речевым развитием.

Во – первых, само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развитие его воображения.

Во - вторых, задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развит­­­­­ии воображения.

В – третьих, не только появление речи, но и важные его моменты в ее развитии являются в то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения.

Сегодня я хочу вам предложить несколько методов развития творческих речевых способностей учащихся непосредственно, применяемый на уроке русского языка.

Речевое упражнение «ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ»

При чтении этого стиха нужно выполнять по ходу чтения все то, что написано. Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье,

Следует клетку грудную расширить слегка. И при этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука. Плечи во время дыхания должны быть неподвижны, в покое. Каждую строчку стихов говорить на одном выдыханье. И проследи, чтобы грудь не зажималась в течение речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было. Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных. Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен. Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком. Голос и в тихом звучании должен хранить металличность. Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался. Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку. Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, плавность – Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

Речевое упражнение "Медленноговорки"

Цель Упражнение направлено на развитие чёткости, внятности устной речи, поможет избавиться от сбивчивости, склонности проглатывать отдельные звуки.

Качества. Четкость речи

Содержание

Если вы замечаете, что ваша речь слишком быстрая (особенно когда волнуетесь), не очень внятная, вы любите проглатывать звуки и даже целые слоги (особенно в конце слов), то вам помогут "медленноговорки". Всем известные скороговорки ("Карл у Клары.", "На дворе трава.") также развивают чёткость речи. Однако у многих людей, особенно взрослых, со временем появляется привычка экономить, проглатывая звуки. Часто это бывает у не очень уверенных в себе людей. Эту привычку экономить скороговорками не уберёшь, они могут даже усилить эту привычку. Попробуйте "медленноговорки". На самом деле это цитаты из классической литературы, взятые произвольно. Освоив эти "медленноговорки", вы можете перейти к другим, самостоятельно добытым из литературы. Медленноговорки 1. Когда у противника шестнадцать шашек, а у меня четырнадцать, то я только на одну восьмую слабее его; а когда я поменяюсь тринадцатью шашками, то он будет втрое сильнее меня. 2. Выстроились перед Мухоловом-Тонконосом Дубонос, Крестонос, Долгонос, Шилонос, Широконос, Сетконос, Мешконос и Долбонос. 3. Темная и безветренная сентябрьская ночь окружала меня и так же, как море, защищала от всяких помех. 4. Зачем же взваливать на деньги вину за те мерзости и преступления, которые они порождают? 5. Иванушка лежал неподвижно со счастливым, спокойным лицом, дышал глубоко, ровно и редко. 6. Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена. 7. Холод прошел по спине Ставрогина, и он в испуге вырвал свою руку. 8. Мужичище был быком, а рожа у него ровно нарошно придумана. 9. Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп. 10. Суета сует, суета сует, и всё суета! Как видно, "медленноговорки" расположены от более длинных к коротким. При произнесении вслух старайтесь, чтобы каждая следующая "медленноговорка" звучала не быстрее предыдущей. Помните, что ваша задача - как можно медленнее произнести каждую фразу. Обратите внимание, что очень важно следить за естественностью речи. Те согласные звуки, которые нельзя тянуть (например "т" или "к") не тяните. Старайтесь, чтобы речь была похожа на что-то вроде песни, была эстетичной. Интонации и паузы должны быть естественными. В шестой медленнооговорке, например, обращение "наглы вихри" надо должным образом оформить, ставя паузы до и после. И в целом - все запятые надо обозначать паузами. Почувствуйте удовольствие от внятной и чёткой собственной речи, от того, что каждый звук вы произносите так, как надо.

Коммуникативное упражнение "Речевая перестройка"

Цель: Процедура группового психологического коммуникативного тренинга направлена на развития красноречия.

Содержание Участники рассаживаются. Задание первому участнику

- рассказать в нескольких фразах о том, как прошел его вчерашний день. При этом все другие участники, и особенно следующий, должны слушать предельно внимательно, стараясь запомнить каждое слово из сказанного. Задача следующего участника

- повторить сказанное предыдущим (сохраняя при этом повествование от первого лица). Но структуру каждой фразы надо изменить, переставив слова и целые части. Некоторые слова (особенно слова-паразиты) можно выбрасывать, а какие-то добавлять для изящности. Примеры:

"Я встал в семь утра и стал собираться на работу."

- "В семь утра я встал, а потом стал собираться на работу". "Я стал собираться на работу, но перед этим встал, в семь утра". "На обед я съел отбивную с картофельным пюре, выпил стакан компота".

- "Картофельное пюре и отбивную я съел на обед и выпил компота стакан". "Компота стакан выпил я на обед, а съел отбивную с пюре картофельным". "Вечером смотрел телевизор, потом пропылесосил, а потом лег читать, так и заснул"

- "Вечером пропылесосил, а перед этим посмотрел телевизор, заснул, но перед этим лег читать". "Вечером телевизор смотрел, пылесосил потом, книгу читал, потом заснул".

Если участник затрудняется повторить или сделать перестройку фразы, остальные могут ему помогать. После каждого высказывания или после отдельной "истории" мы организуем блиц-обсуждение:

- Какой вариант лучше?

- Почему этот вариант лучше?

Вместо заключения)))

Есть люди–существительные. Они никогда не успевают жить, потому что всегда существуют. Есть люди-прилагательные. Они всегда к кому-то прилагаются, и никогда не бывают сами по себе. Есть люди-числительные. Они всё исчисляют в количестве выгоды для себя. Есть люди-местоимения. Они всегда ищут место потеплее, чтобы украсить его собой. Есть люди-глаголы. Они всегда глаголят прописные и непреложные истины, и всё знают лучше всех.

Есть люди-наречия. Они безостановочно говорят, даже не задумываясь о чём. Есть люди-предлоги. Они постоянно служат причиной для всех и для всего. Есть люди-союзы. Они всегда стремятся создать с кем-нибудь кружок по интересам. Неважно по каким. Есть люди-частицы. Они неприметны, и из них образуется серая масса. Есть люди-междометия. Они всё время погружены в свои эмоции, и им некогда оглядываться по сторонам. А ещё есть люди - страдательные причастия. И этим о них всё сказано.

( Таша Калита)

Категория: Русский язык
06.03.2015 23:55


Рекомендуем курсы ПК и ПП