СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Примерно до 5 лет каждый человек интенсивно осваивает ладовые и интонационные модели, сложившиеся в древности на ранних этапах формирования нашей цивилизации; во все времена они составляли и составляют основу музыкального мышления. Ребенок за считанные месяцы повторяет в своем личном развитии весь путь, который человечество прошло за тысячелетия.
Этапы этого пути следующие:
1. Домузыкальная стадия оперирования звуками. Сначала малыш случайно, а затем намеренно и сознательно производит шум с помощью голоса и любых доступных ему предметов (звенящих, стучащих, гремящих, дребезжащих). Для облегчения такого «звукоэкспериментаторства» были придуманы погремушки. Оперирование звуками – задача непростая, в древности на её освоение у человечества ушло несколько столетий. Ребенок осваивает этот этап совершенно естественно, не требуя со стороны родителей какого-то особенного участия и вмешательства. Для своих звуковых экспериментов он приспосабливает любые твердые предметы, годные для того, чтобы ими постучать друг о друга, и таким образом изучает все возможные звуковые эффекты от этих манипуляций. В этот период лучше избежать звучания электромузыкальных инструментов, которые способны воспроизводить не только чистый звук нот, но и различные звуковые эффекты – в том числе имитировать ударные инструменты. Это может сорвать процесс формирования в мышлении ребенка связей между звуками и физическими движениями, порождающими их.
2. Придание звукам ритмической регулярности, упорядоченности во времени. С этого момента «шумовая» деятельность становится музицированием, то есть целенаправленным, намеренным воздействием на себя и на других людей. Ребенок начинает учиться регулировать свои и чужие эмоциональные переживания, накапливать эмоциональный опыт личности.
3. Освоение «остинато». На этом этапе ребенок практикует многократно повторяемое ритмическое скандирование отдельных слогов, слов, словосочетаний на одной ноте, а затем на простейших попевках из двух-трех нот. Со временем это приводит к освоению протяженных музыкально-словесных композиций (например, детских считалок и простых песенок). Важным признаком грамотного музыкального развития на этом этапе служит способность и желание ребенка многократно повторять самостоятельно найденную ритмическую интонацию, то есть снова с удовольствием переживать однажды прочувствованное. Эта способность является своеобразным рубежом на пути духовного развития человека, так как является первым опытом наслаждения нематериальным.
Примерно до 5 лет каждый человек интенсивно осваивает ладовые и интонационные модели, сложившиеся в древности на ранних этапах формирования нашей цивилизации; во все времена они составляли и составляют основу музыкального мышления. Ребенок за считанные месяцы повторяет в своем личном развитии весь путь, который человечество прошло за тысячелетия.
Этапы этого пути следующие:
1. Домузыкальная стадия оперирования звуками. Сначала малыш случайно, а затем намеренно и сознательно производит шум с помощью голоса и любых доступных ему предметов (звенящих, стучащих, гремящих, дребезжащих). Для облегчения такого «звукоэкспериментаторства» были придуманы погремушки. Оперирование звуками – задача непростая, в древности на её освоение у человечества ушло несколько столетий. Ребенок осваивает этот этап совершенно естественно, не требуя со стороны родителей какого-то особенного участия и вмешательства. Для своих звуковых экспериментов он приспосабливает любые твердые предметы, годные для того, чтобы ими постучать друг о друга, и таким образом изучает все возможные звуковые эффекты от этих манипуляций. В этот период лучше избежать звучания электромузыкальных инструментов, которые способны воспроизводить не только чистый звук нот, но и различные звуковые эффекты – в том числе имитировать ударные инструменты. Это может сорвать процесс формирования в мышлении ребенка связей между звуками и физическими движениями, порождающими их.
2. Придание звукам ритмической регулярности, упорядоченности во времени. С этого момента «шумовая» деятельность становится музицированием, то есть целенаправленным, намеренным воздействием на себя и на других людей. Ребенок начинает учиться регулировать свои и чужие эмоциональные переживания, накапливать эмоциональный опыт личности.
3. Освоение «остинато». На этом этапе ребенок практикует многократно повторяемое ритмическое скандирование отдельных слогов, слов, словосочетаний на одной ноте, а затем на простейших попевках из двух-трех нот. Со временем это приводит к освоению протяженных музыкально-словесных композиций (например, детских считалок и простых песенок). Важным признаком грамотного музыкального развития на этом этапе служит способность и желание ребенка многократно повторять самостоятельно найденную ритмическую интонацию, то есть снова с удовольствием переживать однажды прочувствованное. Эта способность является своеобразным рубежом на пути духовного развития человека, так как является первым опытом наслаждения нематериальным.
© 2017, Изуграфова Елена Николаевна 355