СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время одной из важнейших задач в процессе обучения иностранным языкам является формирование социокультурной компетенции учащихся. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более привлекательным, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры, формированию умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения. Здесь неоценимую помощь оказывает Интернет. Грамотное использование ресурсов сети Интернет в обучении иностранному языку способствует формированию у учащихся умений взаимодействия с различными культурами.

С 2011 года ГУО «Гимназия №9 им.Ф.П. Кириченко г. Гродно» является площадкой инновационного проекта «Внедрение модели аутентичной образовательной среды для формирования социокультурной компетенции учащихся». Одно из приоритетных направлений инновационной деятельности нашей гимназии – участие в международных Интерет-проектах в рамках организации IEARN. Работа в данном направлении велась в несколько этапов:

  1. Перед тем, как присоединиться к проектной организации IEARN, нашими учителями был проведен тщательный анализ белорусских, российских и иностранных Интернет-ресурсов по проблеме «Роль Интернет-проектов в формировании социокультурной компетенции учащихся».
  2. Изучив литературу по данной теме, определились с сущностной характеристикой понятия «социокультурный Интернет-проект». Под социокультурным Интернет-проектом мы понимаем совместную творческую и исследовательскую деятельность учащихся-представителей различных культур, организованную на основе компьютерных и мультимедийных технологий, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы [2, с. 47].
  3. Была отобрана опытная группа учащихся, желающих работать над Интернет-проектами. Учащиеся, не задействованные в Интернет-проектах, составили контрольную группу.

С помощью теста был замерен уровень сформированности социокультурной компетенции учащихся обеих групп. Итоги диагностики показали, что учащиеся опытной и контрольной групп имеют приблизительно одинаковый уровень сформированности социокультурной компетенции.

  1. Совместно с учащимися опытной группы была определена цель участия в международных Интернет-проектах. Она заключалась в знакомстве с культурой и реалиями англоязычных стран, сравнении с нашими национальными традициями и стилем жизни, а также в воспитании культуры общения, формировании уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.
  2. Составлен список проектов для учащихся на сайте международной организации IEARN, соответствующих тематике учебной программы.
  3. Группа учащихся зарегистрированных на сайте организации IEARN, знакомились с проектами своих сверстников из других стран, оставляли комментарии на форумах, задавали вопросы, вступали в переписку.
  4. Учащиеся опытной группы создавали собственные проекты. Работа над каждым проектам была организована таким образом, что она стала логическим продолжением содержания тематики учебника. Это помогло учащимся не только успешно освоить учебную программу, но и способствовало их погружению в аутентичную виртуальную интерактивную языковую среду.

В этом учебном году наши ребята присоединились к таким Интернет-проектам, как: «Мой город и я», «Моя школа и твоя школа», «Наше искусство», «Молодёжный проект», «Мировые молодёжные новости» и «Мой стиль, ваша индивидуальность».

Участие в проекте «Мой город и я» проходило в рамках изучения темы «Типы домов». Ребята готовили презентации, в которых рассказали своим сверстникам из других стран о домах, наиболее типичных для нашей страны, своих квартирах, жилье будущего.

В проекте «Моя школа и твоя школа» учащиеся общались на форумах на тему системы образования в стране, делились впечатлениями о своей школе, школьных традициях, школьной форме.

Для проекта «Наше искусство» была подготовлена презентация о жизни и творчестве знаменитого белорусского художника Марка Шагала. В рамках данного проекта большой интерес вызвала тема «Граффити в нашем городе». В результате был создан фото отчёт о данном виде искусства в городе Гродно.

В «Молодёжном проекте» учащиеся обсуждали наиболее актуальные проблемы молодых людей разных странах. Наши ребята подготовили презентацию о молодёжной организации БРСМ, членами которой большинство из них является, рассказали о целях, задачах, основных мероприятиях. В результате было получено более 15 откликов из разных стран с вопросами, комментариями и рассказами о подобных организациях.

  1. По окончанию работы над Интернет-проектами был повторно замерен уровень сформированности социокультурной компетенции учащихся опытной и контрольной групп. Анализ диагностики позволил выявить значительный рост в формировании социокультурной компетенции учащихся опытной группы по сравнению с контрольной.

Таким образом, наш опыт показывает, что участие в социокультурных Интернет-проектах ведёт к положительной тенденции в личностном развитии учащихся, которая выражается в повышении уровня социокультурной компетенции, а также важных ключевых умений, творческих и исследовательских способностей.

Формирование социокультурной компетенции учащихся происходит путем усвоения отдельных лингво-культурологических концептов в рамках тем, предусмотренных программой, с помощью метода семантического картирования инокультурных участков Интернета [2, с. 169]. Одновременно происходит формирование толерантности по отношению к другой культуре и представителям других национальностей, умения работать в команде, способности к конструированию новых социокультурных знаний, умения вести себя в сложных социокультурных ситуациях и находить новые пути разрешения сложных социокультурных проблем. 

08.01.2015 21:02


Рекомендуем курсы ПК и ПП