СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Олег Табаков, народный артист СССР, художественный руководитель МХТ им.Чехова, самый известный исполнитель "Василия Теркина", отвечает на вопросы "Российской газеты".
Российская газета: Олег Павлович, расскажите, пожалуйста, как вам работалось над поэмой "Василий Теркин"? У вас такой легкий актерский дар, а у Александра Твардовского - легкий, буквально летящий текст.
Олег Табаков: Это не совсем так. Знакомство с поэтом Твардовским произошло у меня просто. В 1947 - 1949 годах я не имел никаких источников того, что нынче называется масс-медиа, кроме радиоточки. И радиоточка время от времени выдавала самую интересную информацию. Была даже такая шутка: "Скажите, а что сегодня в газетах?" А ответ такой: "Что-что? То, что вчера было по радио". Именно таким образом сложились мои детские пристрастия, в том числе и литературные. Нужно сказать, что и читал я много - совсем рано научился. И дома были книги еще не все проданы во время войны. А то, что я узнал благодаря радио, - это были программы, где выступал Николай Литвинов, Мария Бабанова. Но самое большое впечатление на меня произвел Дмитрий Орлов - великий русский артист, в исполнении которого я и услышал впервые "Василия Теркина".
Смысл вашего вопроса - такой же легкий, как дарование Александра Трифоновича. Это ошибочная точка зрения. У Александра Трифоновича было совсем не легкое дарование, а, скорее всего, наоборот - дар, связанный с познанием не самых веселых, радужных и праздничных сторон жизни. Это связано было и с его юностью, и с его биографией, начиная со сволочной борьбы советской власти против кулаков и так далее.
Когда я первый раз услышал "Василия Теркина", то оторваться от этого уже не мог. Не только потому, что это книга про бойца, об его приключениях, бедах или страданиях - именно так принято о ней говорить. А потому что это было на фоне того официально-дежурно-суконно-краснознаменного настоящего написано человеческим странным языком. Странным для меня - для человека довольно молодого, еще не отравленного ни канцеляризмами, ни зависимостью от того суржика, на котором изъясняются люди служивые.
И были в диапазоне этого воздействия строки, доводившие меня до слез. Например, такие: "Люди теплые, живые шли на дно, на дно, на дно." Как так можно было придумать, так рассказать о трагедии, о страшной бойне.
РГ: Вы читаете, и у меня даже мурашки по коже.
Табаков: Это потому что я прожил это. У меня отец воевал. То, что там было, и то, что писал Твардовский, - касалось и меня лично. Уже впоследствии, когда я стал уже не просто любить Твардовского, а специально изучать, заниматься им, искать какие-то материалы, воздействие его стихотворений на меня оставалось таким же. (Тут Олег Павлович с неповторимыми интонациями, с только ему свойственными ударениями читает):
"Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие
не ПРИШЛИ с войны,
В том, что они,
кто старше, кто моложе
Остались там.
Но не о том же речь,
Что я их мог,
но не СУМЕЛ сберечь.
Речь не о том.
Но все же, все же, все же."
Что такое эти стихи? Поразительная совестливость. И она дана была Александру Трифоновичу от Бога в равной степени с его великим талантом. И все это вместе взятое каким-то образом переплавилось и воздействовало не только на меня.
Еще ведь всегда очень важно - кто с тобой затевает дело. Все мои работы делал удивительный человек - Владимир Храмов, режиссер литературной редакции Центрального телевидения. Встретившись на литературных работах, мы сотрудничали вплоть до его ухода из жизни. Он работал в моей студии: вначале в детской, а потом на курсах, которые я выпускал в ГИТИСе. Возвращаясь к Твардовскому, "Василий Теркин" - это книга, развенчивающая генеральские мифы о войне. Ошибаться насчет качества или душевных свойств этой поэмы присуще было не только критикам с лампасами или без них. Даже Анна Ахматова ошибалась, говоря об этой лирике пренебрежительно и скептически. А лиричнее этого, на мой взгляд, о войне ничего нет. Потом, уже когда пришли с войны остальные - появилось. Вспомните Исаковского "Враги сожгли родную хату", Давида Самойлова, Бориса Слуцкого и других.
В "Василии Теркине" нет имен Ленина, Сталина. Но самое важное в том, что Твардовский отделил пропаганду от реальной жизни. То есть он эту поэму санировал, очистил ее от пропагандистского мусора, который загружали в наши мозги с редкой настойчивостью. Он написал про человека. Про мотивацию его отчаянных и смелых поступков. В конечном итоге, говоря высоким стилем про мотивацию ПОДВИГА русского народа.
РГ: Сейчас много говорят о том, что нынешние молодые люди не знают войны, что для них нужно писать про нее новые книги и снимать новые фильмы. Вы много работаете с молодыми. Как думаете, они сегодня молодые поймут "Василия Теркина"?
Табаков: Я не теоретик. Теркина и Твардовского всегда поймут люди, способные отзываться на чужую боль. А это уже душевное свойство, которое ни государство, ни школа не воспитывает. Это воспитывают дома - мама, бабушка, близкие. Изболевшееся сердце Александра Трифоновича таким вот образом рассказало нам о том, что произошло. Умение отзываться на чужую боль - вот главный критерий, по которому можно судить, поймем мы это сегодня или нет.
Источник: https://rg.ru/2010/06/17/tvardovskij.html
© 2017, Зигангирова Юлия Федоровна 316