СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Иркутск. Фото: Юлия Пыхалова/Комсомольская правда
В этот исторический сибирский город обычно едут по пути на Байкал, он всего в 70 километрах от легендарного озера. Не остановиться здесь невозможно: на берегах Ангары раскинулось уникальное историческое поселение.
Основанный как деревянный острог в 1661 году, Иркутск сохранил множество памятников каменного зодчества. Спустя без малого четыре века культурное богатство приумножено музеями, библиотеками, театрами, а церкви тут соседствуют с дацанами, костелами и мечетями.
Ты не будешь любовью пройдена,
Как не будешь пройдена вширь,
Моя снежная, зябкая родина,
Старушонка седая — Сибирь!
Хоть совсем ты теперь не такая,
Времена — что по ветру дым:
Говорят, даже раньше тают
И твои голубые льды.
Так писал Иосиф Уткин об этих местах.
У здешней поэзии — особый голос. Испокон веков в Иркутск ссылали вольнодумцев, которые внесли весомый вклад в его культурное наследие и задали тон культурной жизни города на долгие годы. Они оставили здесь друзей и учеников, впоследствии продолживших их дело.
Плох тот революционер, который не является поэтом! Это не понаслышке знали декабристы: Одоевский, Кюхельбекер, Раевский, Бестужев и многие другие. От них иркутская поэзия унаследовала классическую интонацию и силу духа, гражданственность лирики.
Эти благодатные зерна упали на своеобразную местную почву: Иркутск изначально был городом, где причудливо сплелись культуры и народы, расы и сословия. Рабочие и повстанцы, русские и буряты, якуты и евреи, старообрядцы и язычники добавляли поэтическому высказыванию свои голоса, культурный и национальный колорит.
С началом революции и Гражданской войны бунтарей в Иркутске прибавилось. Сюда попадали в ссылки, бежали от прежней жизни и строили новую. Экзальтированные поэтические течения столиц приживались в суровом сибирском климате и давали свои побеги, а чёткие ритмы революционных прокламаций звучали не только в литературных салонах, но и в казармах, на заводах. Где еще литературное объединение могло сформироваться на судне у речного причала?
© 2025, Беленко-Линёва Марина Петровна 65