СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Благодаря техническому и информационному прогрессу человек по масштабам воздействия на природу близок к геологическим силам. За последние 10 тысяч лет человечество на 2 млрд га разрушило, коренным образом трансформировало почвенный покров.
Ленинградская область - уникальная в почвенном отношении территория бассейна Балтийского моря. Благодаря своеобразному сочетанию факторов почвообразования, сложной геологической истории развития региона здесь сформировалось исключительное разнообразие почв. Мощное антропогенное влияние на почвы и факторы почвообразования создаёт угрозу потери особо ценных, редких и уникальных для нашего края почв, которые обеспечивают сохранение биоразнообразия и нормальное функционирование экосистем.
К сожалению, в Ленинградской области исчезли такие почвы, как карболитозёмы иловато-перегнойные на ключевом туфе (Ломоносовский район, окрестности посёлка Ропша) в результате строительства прудов и интенсивного осушения территории, карболитозёмы на стене Староладожской крепости (Волховский район). Последние являлись объектом научного исследования В.В.Докучаева. Исчезла в результате хозяйственного освоения территории рудяковая почва, которая располагалась севернее Всеволожска в центральной части Приневской низменности.
В Красной книге Ленинградской области отмечены исчезающие почвы (бурозём оподзоленный, подбур оруденелый и др.), редкие почвы (аллювиальная слоистая глеевая, дерново-подзолистая и др.), почвенные эталоны (например, ржавозём оподзоленный), почвы - объекты мониторинга.
Если Вас заинтересовала тема, связанная с формированием, развитием, распространением и охраной почв, и Вы хотите поработать над темой с детьми, то рекомендую Красную книгу почв Ленинградской области, авторами которой являются Б.Ф.Апарин, Г.А.Касаткина, Н.Н.Матинян, Е.Ю.Сухачёва (СПб, изд. "Аэроплан", 2007 год). Это научное издание помогло в работе и мне, и моим ученикам.
© 2017, Каварзина Лариса Алексеевна 333