СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Испанский галеон. 12 фактов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Испанский галео́н

большое многопалубное парусное судно XVIXVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое.

Водоизмещение крупнейших испанских галеонов доходило до 1000 тонн и более, длина 50 метров (37 метров по килю), ширина 12 метров. На двух батарейных палубах располагалось 50 — 80 орудий.

1. Первое упоминание о галеоне относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака.

2. Карибское море – это хорошо известная всему миру морская сокровищница. Никто не знает толком, столько здесь затонуло испанских галеонов. А ведь они перевозили на европейский континент отобранные у ацтеков драгоценности. Многие суда натыкались на рифы, становились жертвой пиратских нападений или жестоких штормов. В самом начале 17-го века на дно Мексиканского залива ушло сразу полтора десятка галеонов. Тогда погибло больше тысячи моряков, и было утрачено драгоценностей на многие миллиарды долларов.

3. У побережья Испании существует еще одна знаменитая морская сокровищница. Пройдя сложный и крайне опасный путь, переплыв океан, суда нередко тонули у родных берегов. Юг Испании в те времена был самым гиблым местом, печальную известность приобрел город Кадис. В его заливе затонуло около 200 кораблей, забитых сокровищами. Их приблизительная стоимость, по самым скромным подсчетам, составляет свыше 30-ти миллиардов долларов. Данное место хорошо известно мощными гибралтарскими течениями, а порой к ним присоединяются внезапно налетающие ураганные ветра. Согласитесь, что противостоять этой разбушевавшейся стихии в те времена было очень сложно.

4. «Сан Эстебан» - испанский галеон. Классический галеон середины XVI века, отличавшийся от торговых судов двумя башеноподобными надстройками. Был вооружен bombardettas. Затонул во время шторма, возвращаясь с грузом в 2 млн. серебряных песо, по пути в Гавану из Вера Круз, расположенной на мексиканском побережье. Был обнаружен в конце 60-х годов прошлого века и исследован археологами. Некоторые части обшивки и вооружения были восстановлены.

5. «Сан Хуан Батиста» - испанский галеон. Водоизмещение —750 т. Вооружение — 24 орудия. Экипаж — 296 человек. Строился для несения службы в Вест-Индии, и этим объясняется весьма слабое вооружение. Входил в состав Армады и участвовал в экспедиции на Британские острова. 8-9 августа, вместе с флагманским галеоном «Сан Мартин» и еще двумя кораблями вел сражение против всего английского флота. Был сильно поврежден, но смог вернуться в Испанию. По свидетельству очевидцев, по палубе невозможно было передвигаться, т.к. она была залита кровью.

6. «Нуэ́стра Сеньо́ра де Ато́ча» — испанский галеон. Водоизмещение — 500 т. Вооружение — 20 орудий. Экипаж — 200 человек. Построен из красного дерева в Гаване в 1618 году. Затонул 6 сентября 1622 года у побережья Флориды в результате шторма. Галеон перевозил в Испанию значительные ценности, в том числе золотые и серебряные слитки, серебряные монеты общим весом более 40 тонн, а также табак, медь, оружие и драгоценности. Точное место крушения галеона было обнаружено после многолетних поисков 20 июля 1985 года искателем сокровищ Мелом Фишером. Со дна были подняты ценности на общую сумму в 450 миллионов долларов.

7. «Сан Фелипе» - испанский галеон. Водоизмещение —610 т. Длина —31,1 м. Ширина —10,0 м. Вооружение —24 орудия. Экипаж — 200 человек. Построен на частной верфи в Баскии (Basque) судовладельцем Martin de Arana по заказу Королевского флота. Вооружен бронзовыми пушками, снятыми с галеона «Nuestra Senora de Atocha». Был предназначен для службы в Карибском море, но принимал участие в составе Португальской эскадры Океанского Флота в войне против Франции. Участвовал в сражении при Dawns.

8. «Нуэстра Сенора Концепсион» - испанский галеон. Водоизмещение — 600 т. Длина — 42,7 м. Вооружение —36 орудий. Экипаж —250 человек. Один из последних классических галеонов. Построен в Гаване в 1620 году как грузовой нао, но в 1639 году был перестроен для охранной службы в Вест-Индии. При перестройке учитывался голландский опыт, что привело к значительному уменьшению башеноподобных надстроек. Погиб во время урагана в 1641 году у острова Гаити с грузом золота. В конце XVII столетия судно было обнаружено английским кораблем, который и снял с борта галеона большую часть груза.

9. Среди всех кораблей погибшего флота наиболее неизученным является «Урка де Лима». 24 июля 1715 года это судно вместе с другими 12 кораблями испанского флота покинуло Гавану и направилось в сторону Испании. Когда 30 июля испанский конвой попал в центр урагана, одиннадцать судов были разбросаны на 50-мильном отрезке побережья в районе мыса Канаверал. Из этих одиннадцати кораблей только один смог благополучно и в целости пережить ночь крушения. Как это ни странно, им оказалась «Урка де Лима». Капитан приказал бросить якорь в непосредственной близости от рифов и, что самое удивительное, сумел удержать его от рокового столкновения. Чтобы спасти судно, команда пыталась его облегчить, срубив мачту. Это им удалось, однако мачта, рухнув в воду, оказалась накрепко связанной с кораблем такелажем и билась о борт корабля. Это и оказалось роковым для судна, «Лима», получив пробоину, затонула на мелководье в тот момент, когда шторм уже начал стихать. После прохождения урагана верхние надстройки корабля оказались выше воды, и команда смогла спасти практически весь груз, который состоял из 252 171 серебряного песо.

10. Непобедимая армада - испанский флот из 130 судов, разделённый на 6 эскадр. Помимо этого, военные корабли сопровождали суда с продовольственными припасами, для посыльной службы и морской разведки. Боевые корабли относились к классу галеон. Это были современные на тот момент парусники с водоизмещением более 1000 тонн. Они имели несколько палуб, высокую корму, вмещали до 600 солдат и 60-80 орудий. Одним из главных недостатков галеонов считалась низкая маневренность.

11. Расцвет галеонов был связан с указом Мадридского двора от 1626 г., который требовал, чтобы все торговые операции в Атлантике осуществлялись только в составе конвоев. Надо сказать, что еще в 1522 году судовладельцы Севильи стали просить у короля защиты от участившихся случаев нападений на суда, следовавших от Азорских островов. Этим же указом король Испании постановил, что все металлические деньги (и слитки драгоценных металлов) должны были доставляться в метрополию только на военных кораблях. Лучше галеонов выполнить эту задачу не мог никакой другой тип корабля.

12. В конце XVI — начале XVII века наметились две генеральные линии развития галеонов — англо-датская и испано-портутальская. Галеоны северной Европы были более быстроходны и лучше подходили для артиллерийского сражения. Корабли южной Европы продолжали нести архаичные башеноподобные структуры в носовой части корабля — это объяснялось традиционным предпочтением испанцев к абордажной схватке, и, соответственно, возможным использованием кормового и носового возвышения для обстреливания противника. Взаимное соперничество продолжалось до 30-х годов XVII века, после чего преимущество англо-голландской системы стало неоспоримым. Испанцы поспешили «вскочить в уходящий поезд» (пардон - в уплывающий галеон), но тем самым подписали приговор самому классу галеонов, т.к., после плавной трансформации английский галеон перешел в совершенно новый класс кораблей — линейных. По иронии судьбы, самым известным галеоном стал. английский «Золотая лань» сэра Френсиса Дрейка, Пирата Ее Величества, вторым (после Магеллана) совершившим кругосветное путешествие в 1577-1580 гг., в ходе которого он беспощадно грабил испанские колонии и торговые суда. И именно с беспримерной «кругосветкой» Дрейка многие связывают начало заката испанской Империи, потому что безнаказанный вояж Дрейка (а Испания, требовавшая его казни или выдачи, была возмущена присвоением Дрейку рыцарского звания) спровоцировал принятие Испанией решения о вторжении на Острова и подготовке Непобедимой Армады. Гибель Армады повлекла с собой и угасание империи. Империи, созданной галеонами.

Категория: История
10.05.2019 22:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!