СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование активных и интерактивных методик в рамках ФГОС.х

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование активных и интерактивных методик в рамках ФГОС. Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные и интактивные формы и методы обучения. Проблема активности личности в обучении Проблема активности личности в обучении как ведущий фак¬тор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмыс¬ления важнейших элементов обучения (содержания, форм, ме¬тодов) и утверждает, что главным направлением активизации обучения является не увеличение объема передавае¬мой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических ус¬ловий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социаль¬ной активности. Как гласит китайская притча : «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ». Не секрет, что мы запоминаем: 10% того, что мы читаем, 20 % того, что мы слышим, 30 % того, что мы видим, 50% того, что мы видим и слышим, 70% того, что мы говорим, 90% того, что мы говорим и делаем. В соответствии с традиционной логикой обучения, включаю¬щей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность. Выделяют 3 уровня активности: • Активность воспроизведения — характеризуется стремлени¬ем обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овла¬деть способами применения по образцу. • Активность интерпретации — связана со стремлением обуча¬емого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть спо¬собами применения знаний в измененных условиях. • Творческая активность — предполагает устремленность обу¬чаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель¬ных интересов. Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педа¬гогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным реше¬нием является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную лично-стную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение». А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следу¬ющим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактическо¬го процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. Выделяются следующие отличительные особенности активного обучения: • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учеб¬ный процесс, поскольку их активность должна быть не кратко¬временной и эпизодической, а в значительной степени устойчи¬вой и длительной (т.е. в течение всего занятия); • самостоятельная творческая выработка решений, повышен¬ная степень мотивации и эмоциональности обучаемых. Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с по¬мощью прямых и обратных связей. Активные методы обучения — это методы, которые побужда¬ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче¬ние предполагает использование такой системы методов, кото¬рая направлена главным образом не на изложение преподавате¬лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна¬ниями. Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов. Критерий их разделения – уровень коммуникации, взаимодействия участников учебного процесса. Рассмотрим схемы, указывающие на особенности этих методов и определим разницу. Пассивные стратегии или методы линейного взаимодействия: • одностороннее, линейное взаимодействие; • учитель - центральная фигура, он источник информации; • учитель распределяет время, работу; • учитель много контролирует; • ученик - пассивный объект воздействия; • нет активного творчества учащихся, • нет алгоритма взаимодействия друг с другом; • нет инициативы учащихся, самостоятельности. • ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника • Ученики не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. • обратная связь на уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. • нетрудоемкая подготовка урока • возможность преподнести сравнительно большое количество учебного материала в ограниченных временных рамках. • Основные методы это лекция, чтение, опрос. • авторитарный стиль обучения. Активные стратегии или методы кругового воздействия. Характер взаимоотношений изменяется, хотя учитель и остается центральной фигурой: • ученик не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности; • темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения; • нет жесткой структуры урока, т.к. учитель готов действовать по ситуации. • общение в системе ученик-учитель, • наличие творческих заданий • демократический стиль обучения Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия. Роль преподавателя резко изменяется: • учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником информации; • роль учителя - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся; • учитель консультант, помощник при серьезных затруднениях; • учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися; • источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ. • процесс обучения во многом идет через проживание опыта • ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися • все ученики активно взаимодействуют между собой. • обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. • Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока • Основная особенность упражнений и заданий в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. Активный и интерактивный методические подходы имеют много общего. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Интерактивное обучение – это … От англ. (inter- «между»; act- «действие»). Дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога, т.е. обучение в сотрудничестве. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом, на основе которого формируется новое знание. Да, можно полностью согласиться с тем, что интерактивные методы не позволяют преподнести на занятиях большое количество материала, возможно, за исключением некоторых вариантов. В стратегии интерактивного обучения взаимодействие между учащимися строится на принципе кооперативности, сущность которого можно выразить в следующей фразе: «Я выиграю в том случае, если выиграешь ты», а не как в традиционной системе обучения, часто используют принцип соревнования, сущность которого можно зафиксировать в следующей фразе: «Я выиграю в том случае, если ты проиграешь». Каковы положительные стороны применения интерактивного обучения в организации учебного процесса? Какие риски могут ожидать нас? Эффекты Риски 1. Эффективное усвоение знаний. 1. Трудность в преподнесении большого количества материала на занятиях. (Исключение: активная лекция) 2. Снижение утомляемости. 2. Учителю требуется много времени на подготовку занятия. 3. Повышение учебной мотивации 3. Сопротивление учащихся новым подходам и методам (выход учащихся из привычной «зоны комфорта»). 4. Развитие навыков социального взаимодействия: работа в группе, разрешение конфликтов, обоснование своей позиции и т.п. 4. Не готовность учащихся к взаимодействию друг с другом (не умеют работать в группах, высказываться, слушать и т.п.). 5. Перенесение части нагрузки во время учебного занятия на учащегося. 6. Учащиеся не имеют возможности отсидеться, нужно думать самому, не полагаясь на других. Работают как сильные, так и слабые учащиеся. 7. У учащихся проявляется интерес к изучаемому предмету. 8. Учителю интереснее работать. Появляется возможность анализировать свою деятельность, делиться своими «находками».
12.01.2015 18:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП