СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование эвристических технологий в профессиональной образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование эвристических технологий в профессиональной образовательной организации

Государство, работодатели заинтересованы в гибких высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность, профессиональная самостоятельность и высокий уровень владения профессиональными и общими компетенциями, а также стремление к личностному росту (образование всю жизнь).

С другой стороны, ни для кого не секрет, что в профессиональные образовательные организации подготовки квалифицированных рабочих (служащих) приходят студенты с низким уровнем знаний по общеобразовательным дисциплинам, кроме того возраст 15-18 лет, предполагает сформированность ценностных ориентаций, мотивов (положительные либо отрицательные) к учению.

Таким образом, главной задачей преподавателей становиться - вывод все большего числа студентов на оптимальные для них траектории развития и саморазвития, а далее самоактуализации, позволяющие им в максимально возможной степени реализовать свой человеческий потенциал в учебной, а затем и в профессиональной деятельности.

Огромным потенциалом в этом отношении обладает организация деятельности студентов. С. Л. Рубинштейн, рассматривает деятельность, как совокупность действий, направленных на достижение цели, для которой необходимы: мотив–цель–условие. Мы несколько дополнили структуру организации деятельности, где одним из главных элементов является возможность выбора.

Кроме того выделены направления, в создании педагогических условий:

  1. появления мотивов к самоизменению, личностному росту;
  2. развитие потребности к размышлениям, сравнениям, сопоставлениям, собственным оценкам.
  3. возможности для реализации Я-концепции и траектории роста «Я и мы».

В основу организации деятельности положена технология эвристического обучения, А.В.Хуторского, выделены следующие этапы: выбор, генерация идей, прогнозирование результата работа по алгоритму (по своему в том числе), результат, оценка результата и рефлексия.

Таким образом, процесс профессионального становления построен на комбинации следующих методов.

Коллективное (индивидуально) целеполагание, где студентам предлагаются задания по формулированию целей на разные периоды: урок, домашнюю работу, период изучения МДК, УП, ПП. Обращается внимание на формулировку целей, она должна производиться в форме, допускающей проверку уровня ее достижения.

Ярким примером, технологической задачи является имитация неполадки оборудования (это может быть оборудование или собранная схема, а также видеофрагмент). «Допустим, горит в квартире свет, все замечательно, вдруг свет погас…» Прекрасно в данной ситуации работает метод эвристических вопросов, который позволяет отыскивать сведения о каком-либо событии или объекте основанный на ключевых вопросах: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? На наш взгляд, применение данного метода, позволяет синтезировать и анализировать ситуацию, прогнозировать результат и конечно обнаружить неисправность, причины возникновения, наметить решения и описать действие в данной ситуации.

Еще одним примером, может служить метод информационно-исследовательских задач, направленный на развитие мышления студентов, формирование приемов и способов деятельности (мыслительной).

Студентам предлагается построить схему трех уровней освещенности, используя два выключателя, диод, конденсатор, источник света. Студенты не знают, что такое уровни освещенности, из уроков физики знакомы с некоторыми элементами схемы, принципами работы и построения схем.

Возможны варианты выполнения задания:

  1. используя, опыт студент выполняет задание самостоятельно;
  2. выполняет задание, используя, электронную справочную;
  3. выполняет задание, используя, алгоритм:

– составьте схему управления лампой накаливания выключателем;

– составьте схему управления лампой накаливания и двумя выключателями, с использованием диода;

– составьте схему управления лампой накаливания и двумя выключателями, с использованием диода и конденсатора.

Далее предлагается проверить версии на практике, используя программу «Электрик».

Варианты продолжения, могут быть разнообразны:

– сопоставление результатов с образцом и исправление ошибок;

– рефлексия и оценка результатов деятельности;

– внеурочная самостоятельная работа;

– поиск областей возможного применения данной схемы, нормативных требований и т.д.

Таким образом, образовательный результат создается самим студентом.

Пример такого занятия демонстрирует методическая разработка урока учебной практики УП 03.01. по профессии «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования»

Категория: Прочее
08.02.2015 22:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!