СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Использование игровых ситуаций на уроке как фактор, влияющий на мотивацию обучающихся в школе.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Задача учителя - научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь ученикам – игра.
Опыт показывает, что задача педагога при применении игровых приёмов заключается, прежде всего, в том, что, выбрав тот или иной приём, адекватно определить его место в сочетании с прямыми приёмами обучения.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо – поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.
Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока с введением игрового сюжета привлекают внимание обучающихся всего класса.
Игровая ситуация – это эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, стимулирует умственную деятельность, развивает познавательный интерес к предмету.
Мне бы хотелось рассказать об использовании игровых ситуаций на уроках музыки. Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, а также музыкально ритмические действия.
Использовать игровую ситуацию можно на различных этапах урока: в начале, в середине и в конце урока.
Первоклассникам очень трудно усидеть на месте 45 минут. Большую роль играют музыкальные разминки, например: « Мы ногами топ, топ», « Танец маленьких утят», «Ёлочка, ёлка» и т.д.
Знакомство с темой «Что ты, осень, рано в гости к нам пришла». Разучивая песню Филлипенко «Урожайная», дети с удовольствием имитируют езду на машине, представляя себя в роли шофёра. Особенное удовольствие доставляет показ «пузатого кабачка», который отлежал себе бочок. Вместе с движениями они поют. Песня «Веселый музыкант», изображают игру на музыкальных инструментах – скрипке, балалайке и барабане. Я ставлю им задачу не просто петь, а стараться приблизить исполнение мелодии голосом таким образом, чтобы у учеников возникло отличие звучания скрипки - мелодичность, балалайки – весело и задорно, от громкого и четкого звука барабана.
Если в первом классе я стараюсь использовать игровые ситуации на различных этапах урока, то во втором и третьем классах можно использовать в середине, при закреплении нового матерьяла.
Кроссворды, ребусы, загадки всё это помогает закрепить изученный ранее материал.
Раздел «Нотная грамота». Ученики с удовольствием вписывают в клетки названия нот, музыкальных терминов: Тихо, громко, пауза, темп, скрипичный ключ и т.д.
Игра «Угадай мелодию». Слушают звучание музыкальных инструментов, а затем отгадывают названия музыкальных инструментов, вставляя рисунки с их изображением в клетки кроссворда. Отгадывают отрывки из песен, а затем их поют.
Игра на музыкальных инструментах (свирели, деревянные ложки, бубны) развивает чувство ритма, слуха, дыхания, коллективного творчества, ощущения себя частью общего целого.
В четвёртом классе, изучая биографии и творчество композиторов, обучающиеся знакомятся с популярными произведениями не только в классической форме, но и в современном звучании. Для лучшего усвоения пройденной темы использую музыкальные викторины. Развивается музыкальная память, соперничество, кто быстрее отгадал музыкальное произведение и имя композитора. Даю домашнее задание узнать, в какой рекламе звучит знакомое музыкальное произведение, и кто его написал.
Роль игровых ситуаций велика. Изученный материал в процессе игровой деятельности забывается медленнее, чем при изучении там, где игра не использовалась. Желание постоянно расширять свой знания, кругозор, вести диалог не только со сверстником, но и с учителем.
Всё это вместе способствует формированию УУД. Использование игровых методов и форм в обучающем процессе формирует не только коммуникативные, но и познавательные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия.
© 2015, Клычёва Елена Анатольевна 756