СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время перед учителем музыки остро стоит вопрос повышения интереса к своему предмету, укрепление его престижа. Тем более, что государство предъявляет очень высокие требования к уровню обучения. В Концепции модернизации российского образования на период до 2030 года сказано, что школа должна ориентироваться на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. В «Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года» подчеркивается, что для достижения современного качества образования нужно активно использовать потенциал искусства в целях творческой самореализации личности. В реализации данной задачи важная роль отводится предметам эстетического цикла.

Казалось бы, урок музыки - что может быть легче? Это главное заблуждение. Очень сложно за один урок в неделю привить детям любовь к классическому искусству, научить нотной грамоте, сформировать навыки музыкального анализа и сделать ещё очень многое. Успех работы учителя музыки во многом зависит от его способностей влиять на впечатлительность и эмоциональность детей. Необходимо выразительно и одухотворенно исполнять, образно и ярко комментировать музыкальные произведения, создавая атмосферу творческой активности в классе.

Так какой должен быть урок музыки в современных условиях? В наше время условия работы учителя музыки кардинально изменились. Ведь наш ученик живёт в мире, который насыщен компьютерами, планшетами, DVD и mp3-плейерами, мобильными телефонами и т. д. Применение современных технических средств в учебном процессе позволяет решить целый ряд учебных задач, а также повысить одну из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию ученика.

В качестве основной цели, использования ИКТ на уроках музыки, можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Если учитель музыки будет использовать современные технологии, то учащиеся будут с нетерпением ждать встречи с искусством. Единство музыки и информационных технологий естественны! Сегодня мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока. Компьютер – главный помощник в обучении, даёт возможность дополнительных творческих поисков детей, в отработке практических умений и навыков учащихся.

При разработке уроков с компьютерной поддержкой важным является знание функциональных возможностей и условий применения каждого из вышесказанных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают своё влияние на учебный процесс. Эффективность использования информационных технологий зависит от чёткости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе. В этом смысле важно разделить ИКТ по категориям для последующего обоснованного и грамотного применения этого ресурса на уроке.

Целесообразно изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности. Поскольку учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности, то необходимо увеличить интенсивность урока, его насыщенность. Решению этой задачи служат современные информационные технологии. И, конечно же, использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету, повышает мотивацию.

Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Благодаря мультимедийным пособиям, ученики активнее работают на уроках (высказывают своё мнение, размышляют, рассуждают).

В нашей школе созданы хорошие условия для использования ИКТ на уроке. В моем кабинете имеются хороший компьютер, проектор, экран. Есть устойчиво функционирующий выход в Интернет.

Цифровые образовательные ресурсы я разрабатываю как комплекс средств обучения, в который входят:

  • Видеоряд: фрагменты из опер, балетов. Опер, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.
  • Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика. Иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии.
  • Звуковые фонограммы музыкальных произведений. А также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
  • Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов(эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь(вербальная (словесная) характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.
  • Творческие(интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.

Сегодня с помощью средств массовой информации каждый учитель музыки может пополнять свою фонотеку, быть в курсе музыкальной жизни не только в России, но и всего мира. На телеканале «Культура» можно посмотреть и записать различные музыкальные телепередачи, балеты, мюзиклы, концерты и т.д. В Интернете скачать «минусовку» и «плюсовку» песен, найти слова и ноты. Все созданные мной ЦОРы могут использоваться не только на уроках, но и при подготовке внеклассных мероприятий, ученических исследовательских проектах. Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов – П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа. Мои ученики с удовольствием смотрят слайд- шоу к "Утру" Э. Грига, к романсу С. Рахманинова "Сирень". Зрительный ряд позволяет более ярко и эмоционально прочувствовать произведения. Успешно использую литературные тексты в исполнении знаменитых драматических артистов, например, гениальное исполнение В. Ланового повести А.Пушкина "Метель", которое с большим вкусом переплетается с музыкой Г. Свиридова

Для реализации поставленных задач в своей работе использую следующие компьютерные программы: Internet Explorer для возможности выхода в Интернет, E- Publish для создания своего сайта, PowerPoint, Elite Panaboard book для создания своих презентаций, Word для оформления текстовых документов, Picture Manager для просмотра изображений, а также для редактирования изображений в форматах BMP, EMF, GIF, JPEG, PNG, TIFF и WMF; Excel для составления проверочных тестов, таблиц, графиков и диаграмм, а также Publisher, которая позволяет создавать готовить профессиональные публикации к печати, применяя к ним собственный дизайн или используя готовые шаблоны. Огромную помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски, например такие, как «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» CD-диски для 6, 7 классов по программе Критской, диски с подборкой мюзиклов и аудио-материалов, работа с интернетом. Большая подборка « Шедевры классической музыки».

Проведенное анкетирование учащихся показало, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (95% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.

Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. Итогом информационного музыкального обучения должно стать представление учащихся о деятельности музыканта-композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве – как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, о высшей потребности в преобразовании человека. ИКТ позволяют повысить значительно эффективность образования. Они способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов. Учителю предоставляются новые возможности осмысления своего собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства. А это всё, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.

Дальнейшая моя работа с использованием ИКТ ставит следующие задачи: как можно больше детей увлечь проектной деятельностью на уроках музыки; продолжить пополнение фонотеки кабинета «Музыки»; повышать свою компьютерную компетентность и освоить новые компьютерные программы, такие как Cakewalk, Band-in-a-box, Finale, Sound Forge; более ярко и интересно проводить "Неделю музыки", включив в неё возможность реализации учениками своих идей; увлечь наиболее заинтересованных учеников участием в дистанционных творческих музыкальных конкурсах разного уровня.

Это позволит еще больше расширить мои возможности и привлечь ребят к практическому применению ранее полученных теоретических знаний.

Категория: Музыка
01.03.2015 22:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!