СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационных и медийных технологий в школе для решения проблем социокультурной адаптации детей-мигрантов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность использования информационных и медийных технологий в образовательном процессе, в частности на уроках информатики, обусловлены возрастающей, определяющей ролью ИКТ в жизни современного человека. При этом бурный рост систем и объема информатики и ИКТ требует определенной коррекции при обучении им в начальной школе. Необходим такой подход в обучении ученика, который должен быть связан с уровнем его психологического развития в данном возрасте. Доминирующей должна быть деятельность учащегося, возможная система его действий и деятельности в соответствии с природой ребенка и его возможностей поэтапного освоения информационных данных.

Еще одним подтверждением актуальности обращения к теме использования в учебно-педагогической деятельности современных информационных и коммуникационных технологий, направленных на повышение мотивации, развитие коммуникативных навыков и взаимодействию детей между собой, является интенсификация миграции как характеристика современного общества. Усилившиеся внутренние и внешние миграционные потоки в России затрагивают практически все элементы социума, включая обучение детей в школах. В связи с этим существует настоятельная необходимость в поиске новых форм, методов, средств обучения, которые бы существенно адаптировали учащихся-мигрантов к вхождению в образовательную среду.

Возможности применения инновационных информационных и медийных технологий на уроках информатики и ИКТ рассмотрены в работах Андреева В.В., Босовой Л.Л., Бешенкова С.А., Геровой Н.В., Первина Ю.А. и др. Проблемам и возможностям социальной адаптации детей-мигрантов в рамках средней школы посвящены статьи Мязиной О.Ю., Железняковой Е.А., Засыпкина В.П., Зборовского Г.Е., Молодцовой Т.Д. и других.

Отдельную группу источников представляют материалы педагогической практики средних общеобразовательных учреждений, использующих в свое работе современные ИКТ.

При обучении в общеобразовательных школах информационно-коммуникационные технологии являются основой для многих форм работы. В рамках освоения предметного содержания обучающиеся изучают принципы и способы работы в различных текстовых, графических, видео- и чертёжных редакторах: пакеты Microsoft Office, OpenOffice.Org, программы Paint, Paint.Net, CorelDraw, Компас 3D, Fhotoshop, Macromedia Flash, Windows MovieMaker, программные комплексы (ЛогоМиры,), распространены предметные медиатеки (УМК «Кирилл и Мефодий», «Образование: третье тысячелетие» и др.). время занятий, реализация принципа системно-деятельностного подхода.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только обогатить учеников большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, а также их умение работать в разновозрастной и многонациональной команде.

Для начальной и средней школы наибольший интерес вызывает создание презентаций в программе Microsoft Power Point – это классический вариант мультимедийной презентации, основанной на демонстрации слайд-шоу. Использование возможностей программы MS Power Point для создания презентаций открывает большие перспективы:

– повышение эмоциональности урока, повышение интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания;

– создание доброжелательной атмосферы на уроке, активного творческого труда;

– смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;

– стимулирование познавательного мышления учеников

Также в рамках реализации нового федерального образовательного стандарта на базе начальных классов общеобразовательных школ с 2009 г. начала действовать модель электронного обучения Е-Learning – это преподавание и изучение чего-либо с использованием различных электронных медиа.

Средства мультимедиа позволяют обучаемым самостоятельно работать над учебными материалами и решать, как и в какой последовательности их изучать, как использовать интерактивные возможности мультимедийных программ, как организовать совместную работу в учебной группе. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

Современная российская школа является полиэтнической, ее отличительными чертами можно считать многонациональный состав школы в целом и классов, в частности, разный уровень владения учащихся русским языком, разный уровень общей культуры. Для российских общеобразовательных школ, где численность детей из семей мигрантов составляет более половины от общего количества учащихся, задача социальной адаптации детей-мигрантов стала решающей и требует серьезного внимания и незамедлительной помощи специалистов в данной области.

Для младших школьников из мигрантских семей коррекционная работа должна быть направлена на повышение общего уровня коммуникативной компетентности и социализированности и снижение уровня тревожности.

В связи с этим для преодоления трудностей в социальной адаптации детей-мигрантов проводятся личные беседы с учителем, работа в группе с другими учениками, ознакомление класса с обычаями и традициями ребенка-мигранта; работа с семьей, ее активное привлечение к участию в школьных мероприятиях.

Как инновационное направление социальной адаптации эффективным представляются применение информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения младших школьников-мигрантов. ИКТ позволяют приспособить процесс обучения к социальным и культурным особенностям обучаемых, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Наибольший результат в этом может быть достигнут на уроках информатики и ИКТ, а также на интегрированных занятия (информатика+тематический урок, информатика+окружающий мир).

Перспективность связна, во-первых, с повышением мотивации учения за счет задействования множества наглядных средств, во-вторых, с работой школьников в командах, где русские и остальные дети учатся взаимодействию, вместе достигать результата.

Особенное благоприятное воздействие на развитие способностей детей-мигрантов и их адаптацию в школьном социуме оказывают занятия по информатике и ИКТ. На занятиях учащиеся привыкли видеть интересную, «живую» информацию, получаемую из сети Интернет и проецируемую на доску с помощью проектора, в начальных классах реализована модель электронного обучения (e-learning).

В сочетании с интерактивной доской используются цифровые образовательные ресурсы, но не просто для визуализации учебного процесса, а и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Сюда входят электронные словари, электронные энциклопедии, электронные тренажеры, электронные учебники по предметам, видеофильмы (художественные, научно-популярные) и т.д.

Для социальной адаптации детей-мигрантов подобные уроки ценны, прежде всего, развитием навыков работать в команде и конструктивно взаимодействовать с одноклассниками ради достижения поставленной задачи.

2. Еще одним эффективным инструментом является программа графического редактора Paint. Школьники с интересом осваивают инструменты графического редактора, осваивая растровую графику. Тем самым происходит формирование творческого, креативного мышления, возрастает интерес к предмету информатика, появляется эстетический, художественный вкус.

Цели данных уроков редактора Paint в 3-м классе:

– научить детей основным понятиям компьютерной графики, а также основам построения композиции и подборе цвета;

– создавать растровые изображения;

– отработать навыки по работе с графическими редакторами

В процессе работы, перед детьми, сидящими каждый за свои компьютером, стоят одни и те же задачи, они разговаривают, спорят, обсуждают на русском языке, рассказывают секреты игры, помогают друг другу.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Таким образом, использование ИКТ на уроках информатики позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности школьников:

– принцип равенства позиций;

– принцип доверительности;

– принцип обратной связи;

– принцип занятия исследовательской позиции.

Данные ИКТ позволяют реализовать на уроке один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности, что означает обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.

Организация уроков с помощью обозначенных информационных технологий позволяет организовать индивидуальную работу и работу в командах, внести соревновательный эффект, а также повышает учебную мотивацию, что в конечном итоге способствует повышению школьной успеваемости детей-мигрантов.

Из недостатков и проблемы применения ИКТ можно отметить следующие:

– не у всех учеников дома есть компьютеры, что затрудняет выполнение домашнего задания;

– при недостаточной мотивации к работе дети часто отвлекаются на игры, музыку и т.п.

– существует вероятность, чрезмерного увлечения применением ИКТ на уроках и перехода от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Таким образом, анализ теоретического материала и практического опыта использования ИКТ на уроках информатики в смешанных классах подтверждают гипотезу, что информационные и мультимедийные технологий в рамках начальной школы повышает эффективность социальной адаптации детей-мигрантов в школьном социуме, способствует их конструктивному взаимодействию с одноклассниками.

Категория: Информатика
09.07.2015 11:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!