СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных форм обучения младших школьников. Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивные формы обучения и воспитания. Так как школа занимает важное место в жизни общества и играет особую роль в судьбе каждого человека, то именно на школу возлагается главный и чрезвычайно сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельным ша-гам в быстро меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки. Современная жизнь требует от человека го-товности к самостоятельному решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующим с непосред-ственным и широким социальным окружением, что и определяется как субъ-ективность личности. И социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать этим субъектом. Обязательность обучения порождает резко отрицательные последствия: ученик всё время находится в положении не справившегося, что влечёт за собой комплекс неполноценности по отношению к учению, исключает поло-жительную мотивацию успеха, вызывает неприязнь к предмету и к школе, а фактически часто приводит к отказу от учения. Необходимо постоянно повы-шать эффективность методов обучения. Эффективность того или иного ме-тода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого учите-лю в своей работе необходимо использовать разнообразные способы акти-визации процесса обучения, нестандартные формы организации урока. Урок был и остаётся основным звеном учебно-воспитательного процес-са. Но нередко ученик является лишь пассивным «созерцателем» урока, главное место на котором отводится монологу учителя. Мы склонны запоминать Степень вовлеченности учащихся в процесс познания 10%того, что читаем 20% того, что слышим восприятие слов Словестная расшифровка 30% того, что видим иллюстрации 50% того, чтовидим Визуальная и слышим Фильмы, выставки расшифровка наблюдение за процессом 70% того, что говорим Участвие в дискуссии, беседа Восприятие и участие 90% того, что говорим Воспроизведение,имитация деятельности и делаем участие в реальном процесс Деятельность Данная схема наглядно демонстрирует зависимость усвоения учебного материала от степени вовлечения учащихся в процесс позна-ния В своей практике учителя используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные и интерактивные. При использовании пассивных методов и форм обучения педагог на уроке играет централь-ную роль. Здесь преобладает монологовый режим общения. Схема 1 (пассивный метод) При использовании активных методов и форм обучения на уроке используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, но роль педагога остаётся центральной. Ученики уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. На таких уроках формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения. Схема 2 (активный метод) Наиболее интересными (перспективными) в настоящее время являются интерактивные методы и формы обучения младших школьников и раз-личные игровые технологии, которыми я пользуюсь в своей педагогиче-ской деятельности. Схема 3 (интерактивный метод) На мой взгляд, чтобы побудить учащихся к активизации, к само-стоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока: - уроки-путешествия - уроки-сказки - викторины - КВН - интегрированные уроки - уроки с использованием информационно – компьютерных технологий - уроки с элементами мультимедиа - уроки с использованием интерактивных технологий обучения Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаи-модействуют между собой. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact». «Inter» в переводе означает «взаимный», «act»- действо-вать. Интерактивное обучение- это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие педагога и воспитанника, ор-ганизуется индивидуальная, парная и групповая работа. Суть интерак-тивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется та-ким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность вы-сказывать то, что знают и думают. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивными технологиями называют те, которые ориентиро-ваны на жизненный и познавательный опыт и реализуют субъектные отношения всех участников образовательного процесса. В настоящее время разработано большое количество различных интерактивных форм обучения: - работа в малых группах ( в парах, ротационные тройки, два-четыре-вместе ); - «большой круг»; - «вертушка»; - «аквариум»; - «карусель»; - «мозговой штурм»; - «круглый стол»; - ролевая игра; - деловая игра; - лекции с проблемным изложением; - эвристическая беседа; - уроки-семинары (в форме дебатов, дискуссий); - конференции; - использование средств мультимедиа; Не всегда некоторые интерактивные формы обучения могут пол-ностью использоваться в начальной школе, но элементы интерактивных форм обучения, доработав их под уровень своего класса, приносят по-ложительные результаты в учебно-воспитательном процессе. Конечно, каждый учитель должен четко проработать и изучить интерактивные формы обучения, а не слепо их применять, и для каждого класса, опре-делённого возраста использовать только те формы работы, которые соответствуют уровню развития детей на данном этапе. Однако, некото-рые интерактивные формы работы, не зная уровень подготовки детей, я использую на 1 уроке в 1классе 1 сентября, причём в эту работу я включаю не только детей, но и родителей. Я использую такие интерак-тивные формы работы, которые создают благоприятные условия и ат-мосферу доброжелательности для коммуникации всех участников учеб-но-воспитательного процесса: учитель-ребенок-родитель, при чём этот процесс взаимообратный. Вот, некоторые из интерактивных методов работы, для создания благоприятной атмосферы в классе. Имя и жест Кто откуда? Подари цветок Методы создания Заверши фразу благоприятной атмосферы Комплимент Прогноз погоды 6.2. Игровые педагогические технологии. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют решать многие воспитательные и учебные задачи. Игра- одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С переходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из иг-ровой превращается в учебную, и основным видом его деятельности должно стать учение. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчиво-стью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность ученика должна быть пронизана играми и игро-выми моментами. Существуют различные классификации игр, но на мой взгляд, какова бы ни была классификация игр, ясно одно: игра для ребёнка не просто времяпровождение. Она для него учёба, труд, серьёзная форма воспитания и обучения. При организации проведении игр на уроках я придерживаюсь следующих требований: *правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, материал посилен для всех учащихся. *дидактический материал должен быть прост по изготовлению и исполь-зованию. *игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребёнок. *подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким. Вот тогда игра и игровые моменты принесут тот положительный ре-зультат, который мы, учителя ожидаем от наших учеников. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны раз-вития личности ребёнка, на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом. Игра помогает мне делать урок живым, а общение искренним, вызвать творческий интерес к обучению.
16.01.2015 09:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!