© 2017, Каршина Вера Михайловна 583
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Информационные технологии на современном этапе развития общества настолько значимы для социума в целом, что трудно себе представить какую-либо сферу жизнедеятельности, которую они не затронули бы. Естественно, что образовательный процесс в настоящее время также строится на использовании IT-технологий.
Существенным этапом формирования индивида как личности является социализация посредством образования, однако в данном случае педагоги сталкиваются с рядом проблем, которые этому препятствуют. К ним можно отнести обезличивание образовательного процесса и акцентирование внимания на новых федеральных государственных образовательных стандартов. Принимая во внимание все это, использование информационных технологий в образовательном процессе в учебном заведении должно быть ориентировано не только на потребность в повышении качества образования, но и социальную обучающихся. «Социализация» - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ информационными технологиями процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Возможности которых в организации образовательного процесса предоставляют огромное поле деятельности для педагога. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, способствует развитию творчества педагогов, позволяют проводить дистанционное обучение, развивают систему непрерывного образования, тем самым повышая эффективность образовательного процесса.
В настоящее время определены три основных направления модернизации образования – доступность, качество, эффективность. Использование IT-технологий является приоритетным для реализации образовательной политики по данным направлениям, поскольку в отличие от обычных технических средств обучения обладает рядом преимуществ.
К сожалению, использование современных технических средств обучения для многих учебных заведений в настоящее время не представляется возможным. В большинстве случаев финансирование за счет бюджетных средств не позволяет обеспечить необходимым оборудованием все кабинеты. Учитывая стоимость интерактивных досок, мультимедийных проекторов, не говоря уже о средствах обучения применяемых в работе с детьми с ОВЗ, педагоги вынуждены использование IT-технологий базировать на современных интернет технологиях.
В настоящее время практически у всех обучающихся есть современные гаджеты, что позволяет внедрить в учебный процесс электронные учебники. Это целесообразно, поскольку:
В соответствии с законом об образовании российские учебные заведения имеют право полного перехода на электронные учебники. С экономической точки зрения использование данного вида учебной литературы также является наиболее приемлемым. Это объясняется тем, что покупка учебников на кабинет осуществляется как правило, в минимальном количестве равном 15 экземплярам (по 1 учебнику на парту), в противном случае пособий не будет хватать всем обучающимся. Рассмотрим прейскурант цен на примере учебных пособий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» ООО "Электронное издательство Юрайт" (рис. 1).
Рис. 1 Каталог ЭБС
Покупка печатных изданий обойдется учебному заведению в сумму равную 759 руб. * 15 шт. = 11 385 руб. При этом покупка безлимитного доступа обойдется в 1 650 руб. Соответственно, исходя из этого, можно сделать вывод о том, что целесообразно приобрести 6 учебных пособий, вместо 1. Помимо этого, данный вариант позволяет обучающимся пользоваться учебной литературой не только во время занятий, но и дома.
Использование облачных технологий педагогом в процессе обучения позволяет экономить образовательной организации на приобретении, поддержке, модернизации ПО и оборудования. При работе с облачными хранилищами, такими как Яндекс.Диск или Диск Google, очень удобно использовать технологию совместного доступа, что дает возможность участникам образовательного процесса создавать, просматривать и совместно редактировать файлы без копирования и пересылки документов.
Для оценки знаний обучающихся можно использовать сервисы, относящиеся к сфере онлайн-опросов. Таких конструкторов достаточно большое количество, но наибольшей популярностью пользуются Google Forms и FORMDESIGNER (русскоязычный аналог Typeform), за простоту в использовании (рис. 2).
Рис. 2 Преимущества сервисов для создания онлайн-форм, которые позволяют задавать вопросы и исследовать данные на любом устройстве
Для педагогов преимуществами работы с данными инструментами является большое разнообразие типов вопросов, легкость обработки полученных результатов. Для обучающихся преимуществами будут: возможность пройти опрос с любого устройства при наличии доступа в сеть интернет, что особенно важно для тех кто по состоянию здоровья или иным причинам не смогли сделать этого во время занятия, а также исключается ошибка при проверке работ, так все данные сохраняются и при возникновении разногласий достаточно просто посмотреть результаты тестирования конкретного студента.
Вопрос о роли современных информационных технологий в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальным на протяжении нескольких десятилетий. Для успешной реализации программы модернизации образования потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организаторов системы образования.
IT-технологии способствуют развитию плодотворного сотрудничества педагога с обучающимися. Их использование в процессе обучения позволяет преподавателю сформировать навыки функциональной грамотности, повысить уровень профессиональной культуры, расширить возможности распространения накопленного опыта, собственных взглядов на содержание и методику, помогает перейти от роли учителя-транслятора знаний на уроке к положению учителя-тьютора, организующего и направляющего процесс самостоятельной когнитивной деятельности обучающихся.
-80%
© 2017, Каршина Вера Михайловна 583