СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Каяткина Ольга Владимировна,

учитель изобразительного искусства,

МКОУ СОШ № 1

Челябинская область

Важной задачей образования сегодня стало не столько овладение знаниями, сколько развитие креативного мышления школьников, формирование умений и навыков для самостоятельного поиска, самовыражения и реализации творческих способностей.

Я думаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств созидательной личности. Поэтому немаловажно правильно организовать этот процесс.

Цель моей статьи: предложить банк идей, педагогических находок, обеспечить рост творческих возможностей обучающихся на уроках изобразительного искусства и на занятиях кружка.

В изобразительном искусстве «техника» - понимается как совокупность специальных навыков и приёмов, по средствам которых выполняется художественное произведение, или по-иному работа художника специальными художественными материалами и инструментами. Плохое владение инструментом, незнание выразительных возможностей материалов рисования, незнание способов рисования всё это мешает ребёнку нарисовать задуманное, отсюда неудовольствие собой, уроком и, как следствие, отказ рисовать совсем. Поэтому одной из важных задач изобразительной деятельности является освоение техник рисования.

Т.С. Комарова пишет «неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д.». Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе - она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования - не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Техника, по образному выражению П. П. Чистякова,- это язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения. Большое значение качества исполнения для выражения идей художника отмечали русские художники И. Е. Репин, И. Н. Крамской и другие.

Все родители желают, чтобы их дети росли, активными, гармонично развитыми личностями, а для этого необходимо развивать творческие способности, воображение. Сделать это сравнительно просто через освоение различных техник рисования.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные техники, применяемые на уроках изобразительного искусства.

Мир ребёнка красочный, эмоциональный. Поэтому, приходя на урок, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. К сожалению, не все дети любят и умеют  рисовать предметы, людей или какие – либо сюжеты на заданную тему,  используя традиционные способы рисования. Существенное место вопросам активизации творчества детей на занятиях изобразительного искусства отводится в современной методической литературе: Г.В. Беда,  Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, Н.М. Конышева, B.C. Кузин, К.В. Павлик, С.А. Пацукова, Н.П. Сакулина и др. с разных точек зрения рассматривали проблему использования художественных материалов и техник старшими дошкольниками и школьниками младшего и среднего звена на уроках изобразительного искусства.

Проще и увлекательнее ребёнку будет работать, применяя различные техники рисования.

Ничто так не увлекает ребенка, как рисование казалось бы совершенно не предназначенными для этого предметами, такими как, например: ватные палочки, зубочистки, свеча, зубная паста, различные скрепки, монетки и многое другое.

Такие нестандартные техники совсем не сложные, а получаются довольно эффектными, что придаёт ребёнку уверенности в себе, а значит, желание рисовать больше и больше узнавать о новых техниках рисования. Такие занятия создают почву для проявления творчества и в других областях деятельности. Т.С. Комарова подчёркивает, что отобразив полученные впечатления в рисунке, «дети, выражают своё отношение к изображаемому, используя для этого те изобразительные средства, которыми они владеют».

А.М. Матюшкин отмечает, что привести к развитию творчества может лишь деятельность, тесно связанная с положительными эмоциями. Новизна или необычное начало работы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы - все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает активность и непосредственность детского восприятия деятельности. Важно, чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, умения и навыки с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно такие задания вызывают у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание подходить ко всему творчески.

Кроме того, уроки с использованием нестандартных техник помогут более полно раскрыть творческие способности ребёнка. Ведь работа на уроках не ограничивается стандартными инструментами для рисования. Поэтому я на своих уроках использую разнообразные материалы и инструменты такие как: зубочистки, соль, зубную пасту, ватные палочки, цветы и листья, пищевую пленку, скрепки, монетки, мыльные пузыри. Дети учатся рисовать в таких интересных техниках как процарапывание, монотипия, оттиск, точечный рисунок, граттаж, фактурный оттиск, рисование зубной пастой, рисование пальчиками, оттиск смятой бумагой, нитяная графика, пластилинографика, выдувание и так далее.

Например, на уроке по теме «Изображать можно пятном» применяем технику «Монотипия». На кисточку берём небольшое количество краски (лучше гуашь или тушь) стряхиваем на чистый лист, складываем пополам, хорошо прогладим, затем раскрываем и даём просохнуть. После чего даю задание: внимательно посмотрите, на что похоже ваше пятно и дорисуйте его.

Частью любого созидательного процесса является умение видеть мир образно с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувствительном уровне. При этом ребенок фантазирует и представляет себе, что самые обыкновенные вещи, которые нас окружают, вдруг ожили.

Нетрадиционные техники рисования, предлагаемые на уроках изобразительного искусства, способствуют формированию у детей оригинальности выражения идей и проявления находчивости в поисках решений поставленных задач перед обучающимися. Рисование нестандартными техниками содействует отражению окружающего мира в форме воспринимаемых образов, развитию воображения, умение креативно мыслить (развитие гибкости, оригинальности), творческой инициативности как составляющих творческого потенциала личности в практике начального художественного образования, показывает необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Работа с нетрадиционными техниками стимулирует положительную мотивацию. Вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивают у обучающихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашему подрастающему поколению. Нетрадиционное рисование позволяет выявить творческий потенциал ребенка, постоянно повышает интерес к изодеятельности, развивает психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Такие работы вызывают огромный интерес не только на уроках, но и могут стать призёрами на районных, областных и всероссийских выставках и конкурсах.

В заключении хочется вспомнить слова В.А. Сухомлинского о том, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Литература.

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб:Союз., 1997.- 96 с.

2. Казакова, Р.Г., Сайганова, Т.И., Седова, Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005. – 331с.

3. Комарова, Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: Педагогика, 1984. – 120 с.

4. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: Метод. пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с.

5. Комарова, Т.С., Савенков, А.И. Коллективное творчество детей: Учеб. пособие. – М.,1998.

6. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: П., 2006. – 176 с.

7. Развитие творческой активности школьников/Под ред.А.М. Матюшкина; Науч.-исслед. ин–т общей и педаг. псих. Аккад. пед наук СССР.- М.: Педагогика, 1991.- 160 с., илл. 

8. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки – Ярославль, 2004

Категория: ИЗО
02.02.2015 20:27


Рекомендуем курсы ПК и ПП