СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Использование приёмов ТРКМЧП
на уроках русского языка
(из опыта работы)
В основе технологии лежит коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
Чем еще привлекает меня данная технология?
Привлекает то, что этапы технологии можно использовать как на отдельном уроке, так и на нескольких.
Детей нелегко мотивировать. Приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка на уроке? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология РКМЧП с четкой структурой, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов.
Технология развития критического мышления сейчас очень актуальна, так как развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Эта технология привлекла внимание сразу чёткой структурой урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия. Для каждого этапа урока разработаны свои методические приёмы.
Остановимся на каждом из этапов урока.
Стадия вызова
Задачи:
Анализ того, что он уже знает об изучаемой теме, формулировка собственных целей-мотивов. Активизация учеников.
Систематизация всей информации, полученной в результате свободных высказываний учащихся (правильных и неправильных).
Формы:
составление списка известной информации,
рассказ предположение по ключевым словам,
систематизация материала,
верные и неверные утверждения,
перепутанные логические цепочки,
мозговой штурм, проблемный вопрос, определение темы урока
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.
Приёмы и стратегии 1 этапа урока
На этом этапе учу детей определять тему урока.
На этом этапе использую стихи, загадки, психологические тесты, определяющие настроение учеников в начале и в конце урока (смайлики, светофор, цветовые полоски)
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Предложения с однородными членами». Начинаю урок с синтаксической пятиминутки. Провожу синтаксический разбор предложения: «Я мечтал увидеть оленя и белого медведя».
-Какое это предложение по сложности?
-Чем осложнено?
Сформулируйте тему урока, над которой мы будем работать.
5 класс. Тема урока: «Обращение»
Урок начинаю с организационного момента. Обращаюсь к ученице:
-Вика, ты готова к уроку?
-Как я привлекла твоё внимание7
+Использовала обращение.
-Следовательно, тема урока?
Определить тему и заинтересовать учащихся помогают стихи, загадки. Тема урока: «Имя существительное» 5 класс.
-Отгадайте, о какой части речи говорится в этом стихотворении?
-Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам.
-О какой части речи говорится в этом стихотворении?
На уроках заставляю детей мыслить, поэтому часто задаю проблемные вопросы, подвожу детей к самостоятельному определению темы и задач урока
Определить тему урока помогают ключевые слова, игра «третий лишний»
5 класс «Предложение. Грамматическая основа предложения»
Составление плана урока (приём технологии РКМЧП «чистая доска») (3 мин.)
-Какую деятельность предполагает тема урока?
-Давайте спланируем наш урок (таблички в произвольном порядке расположены на доске, дети располагают их последовательно)
1 Отличительные признаки предложения. 2 Понятие грамматической основы предложения. 3 Выражение подлежащего и сказуемого разными частями речи. 4 Нахождение границ предложения в тексте.
По мере работы на уроке будут даваться ответы по плану урока, когда ответ получен, пункт плана стирается (табличка убирается). К концу урока доска должна быть чистой.
Кластеры
- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди
На этапе вызова часто использую этот приём. Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые связаны с этой темой. На уроке в 5 классе по теме «Обращение» был использован этот приём. Учащимся было предложено вспомнить всё, что знают об обращении и заполнить кластер
Работа проводится в группах. На стадии вызова ребята вспоминают всё, что знают по теме. Все предложения записываются (даже неверные). Далее идёт презентация кластера. Представители других групп уточняют, дополняют. После изучения нового материала (на стадии рефлексии) кластер дополняется, уточняется, исправляется.
Стадия осмысления содержания
Задачи:
Отслеживание восприятия учеником получения новой информации.
Поддержание активности учащихся, их интереса, созданных во время фазы вызова.
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально или в парах.
На 2 этапе урока тоже использую постановку проблемных вопросов.
Большое значение в ТРКМЧП отводится приёмам, формирующим умение работать с таблицами.
Приём «концептуальная таблица» полезен, когда предполагается сравнение трёх и более объектов или нескольких вопросов.
Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит
6 класс. Тема урока «О - е после шипящих и ц в суффиксах существительных».
На стадии рефлексии, после повторения о-ё в корне и окончании на стадии вызова, после знакомства с новым материалом на 2 стадии урока, проводится сравнительный анализ правописания этой орфограммы в разных частях слова, используя приём «концептуальной таблицы».
Таблица 1.4
морфемы |
о |
е |
корень |
|
|
суффикс |
|
|
окончание |
|
|
Вывод: правописание о-е в окончании и суффиксе подчиняется одному правилу
Работают в парах. Презентация таблиц. Остальные учащиеся добавляют, исправляют неточности в ответе товарища.
Работа с таблицей «ЗХУ»
5 класс Тема «Прямая речь». Вспомнить уже имеющуюся по теме информацию поможет приём «ключевые слова» На доске написаны ключевые слова: прямая речь, слова автора, большая буква, двоеточие, кавычки, тире.
- Вспомните всё, что вы знаете о прямой речи (2 мин.).
Рассказ учащейся по ключевым словам. Этот приём заставляет творчески мыслить, говорить. Приём «ключевые слова» помогает за 3-5 минут составить «рассказ», «историю». Этот приём позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием речи, и поставить цели к уроку, и ввести учеников в рабочую атмосферу дальнейшей работы.
Далее учащиеся работают с таблицей «ЗХУ», заполняют первую и вторую часть таблицы: систематизировать знания по изучаемому вопросу.
На стадии «осмысление содержания» изучают новый материал самостоятельно по учебнику параграфа 48, заполняя третью часть таблицы «узнал». Далее учащиеся знакомят всех со своими записями, обсуждают их. Источник информации поможет ответить на вопросы второй части таблицы. К ним обратимся на стадии рефлексии и ответим на них.
Стратегия «Зигзаг»
(Обучение сообща)
6 класс Тема: «Степени сравнения имён прилагательных (сравнительная степень)»
Цель: изучение и систематизация большого по объёму материала
Вызов: организация работы.
2 стадия – работа в парах: составляют формулу образования. 1-простую сравнительную, 2- составную.
3 стадия: работа в группе экспертов (специалисты по 1 теме): готовят презентацию
Пересаживаются в домашние группы, знакомят друг друга со своей темой (игра «учитель-ученик)
Презентация от группы экспертов перед всем классом, остальные дополняют, задают вопросы.
Приём «Плюс –минус –вопрос» использую при изучении нового материала для самостоятельной работы в старших классах или «Инсерт»
«ᴠ» - уже знал
«+» - новое
«-« - думал иначе
«?» - есть вопросы
Пометы делаются на полях учебника.
После можно провести тестирование, творческую работу, исследование
Стадия рефлексии:
Задачи:
Прояснение смысла нового материала его систематизация;
Построение дальнейшего маршрута обучения
Трёхфазовая структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание (информационная). Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала (оценочная), построение дальнейшего маршрута обучения (мотивационная), обмен мнениями о новой информации (коммуникативная функция). Работа ведётся индивидуально, в парах или группах (учащиеся выполняют задание, обсуждая его в группе или паре, представитель группы отчитывается о выполненной работе, отвечает на вопросы).
На этом этапе организуются различные виды дискуссий, анализ и исследование примеров.
Работая в этой технологии, применяю на уроках исследовательскую деятельность, начала работать над проектами чаще, так как эти виды деятельности развивают навык работы в группе, формируют культуру публичных выступлений, познавательные компетенции.
Быстрый, но мощный инструмент для рефлексии – синквейн. Я люблю эту художественную форму рефлексии. Она даёт возможность излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
В этом стихотворении 5 строк:
1 – тема (одно существительное)
– описание (2 прилагательных или причастий)
– действия предмета (3 глагола)
- фраза из 4 значимых слов, выражающая отношение автора к предмету
- синоним темы или предмета (1 слово)
Приведу примеры кластеров, составленных на уроках.
Тема: «Простые и сложные предложения
5 класс
«Предложения с обращениями»
Обращение
Распространённое, нераспространённое
Называет, адресует, указывает
Имеет звательную интонацию
Не член предложения
В Киселёва
Примеры с уроков:
«Имя существительное» 5 класс
1)Приём «Корзина идей» (4 мин.)
Задача:1) обобщение и систематизация знаний по теме урока
2)повторение морфологических и синтаксических признаков существительного
3) умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы
- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об имени существительном и, обязательно, узнаем что-то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили об этой части речи. Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске «Вызываю вас на мысль…». (слайд 10) Итак, напишите, пожалуйста, все, что вам известно о существительном.(В помощь учащимся, кто сомневается, на слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать) (Слайд № 11)Вопросы:
- Время уже истекло. Теперь обсудите с соседом по парте информацию, которую вы записали в тетрадь. Ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
- Теперь назовите по очереди информацию по данной теме, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).
- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.
2)Работа по учебнику, заполнение таблицы (6 мин.)
Цель: систематизация материала и постановка дальнейших целей обучения.
– Где мы можем найти информацию об имени существительном?
+ в учебнике
Самостоятельная работа по материалам учебника(§89) и оглавлениям в конце учебника по теме «Существительное» и заполнение таблицы («Бортового журнала») (слайд 12) (Приложение 2)
Знаю |
Хочу узнать |
|
|
|
|
Известную информацию заносят в первую графу, во второй графе записывают задачи на последующие уроки по этой теме
Обсуждают записи в парах. Один человек отвечает, другие дополняют.
Возвращение к « корзине» идей.
Вся ли информация по теме, которую записали на доске, верна?
Постановка дальнейших задач обучения (планирование дальнейшей работы по теме)
- Что ещё хотите узнать по этой теме?
(Чтение записей из второй части таблицы учеником, другие дополняют)
Дополнение признаков имени существительного
Помогает учащимся освоить материал использование большого количества наглядности на уроке: таблиц, схем. Эти приёмы заставляют детей активно работать, думать на протяжении всего урока.
К сожалению, не всё удаётся. Групповую работу в малочисленных классах нашей малокомплектной школы не провожу. Использую только индивидуальную и парную работу. Ребёнок учится понимать другого, сообщать найденную информацию партнёру, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Работая в паре, дети учатся контролировать друг друга, себя, приучаются быть более внимательными.
Пыталась использовать технологию в классах разного уровня подготовки. Пришла к выводу, что технология хорошо работает в сильных классах
Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии критического мышления на уроках русского языка, помогает развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться в сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарём и другой справочной литературой, умение самостоятельно добывать знания, самореализовываться и социализироваться в современном мире.
«Цель обучения – научить обходиться без учителя,» - сказал ЭльбертХабберд.
Свою деятельность пытаюсь организовать, руководствуясь этим положением.
Задача: помочь ребёнку осознать свою уникальную сущность и создать условия для саморазвития, для личного роста каждого ученика.
В заключении – синквейн.
РКМЧП
Творческая, интересная
Развивает, анализирует, создаёт
Системно-деятельностный подход в обучении
© 2017, Кручинина Нина Борисовна 379