«Использование технологии модульного обучения на уроках истории в 5-7 классах при работе с одаренными детьми»
Современная система образования в России нацелена, прежде всего, на воспитание и развитие нового поколения, которое было бы успешным в нашем быстроразвивающемся обществе. Поэтому, основной концепцией школы XXI века стало развитие всесторонне одаренной личности. Но, так как, зачастую в одном и том же классе могут обучаться дети с высоким потенциалом развития личности, так и ребята, считающиеся отстающими, то довольно не просто подобрать нужные методы и приемы для работы в таком классе. Но современная методика не стоит на месте, и щедро позволяет нам пользоваться ее плодами.
Я столкнулась со следующей проблемой, в 5-7 классах низкая заинтересованность предметом История, многие ребята с трудом воспринимали предлагаемые учителем материал, а в связи с этим были низкие показатели качества знаний. Так на начало 2014 года, успевающих по предмету на 4 и 5 было около 40%, обучающихся на 3 более 50% в 5-7 классах, неуспевающих практически не было, но необходимо было решать проблему низкой заинтересованности и вовлечения в учебный процесс
Мной было изучено огромное количество современных педагогических методик и технологий, и я остановила свой выбор на набирающей все большую популярность технологии модульного обучения, которая разработана в системе ФГОС. Данная технология позволяет делать акценты на каждом ребенке, и носит индивидуальную направленность. Т.е. каждый ученик вовлечен в работу на уроке, и он сам выбирает тот уровень заданий, которые может освоить. Что же представляет из себя данная технология: Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Таким образом, ученик, работающий в модуле сам сможет проконтролировать свою деятельность и оценить ее.
Мной специально разрабатывается такая модульная программа для каждого класса, в зависимости от уровня усвоения учебного материала. Задания имеют различную направленность и уровень сложности, и включает в себя как тестовые задания, так и задания открытого характера, в 5 классах большое внимание уделяется творческим заданиям на историческую тематику. Но естественно, такая технология используется не на всех уроках, а только на тех, где я уверена, что ученики смогут самостоятельно усвоить данный материал, без объяснения учителя. Учитель в данной технологии является сторонним наблюдателем и лишь изредка направляет деятельность учащегося, корректируя ее.
Итак, как же составить модуль. Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.
Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.
В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников.
Затем разработать методическое пособие для учащихся, размножить его. На написание таких методичек уходит немало времени. Но правильно составленные единожды, они могут быть использованы несколько раз.
Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.
(Слайд 3)
Учебный материал делиться на блоки, это может быть: блок лекция, блок практика, блок контроль. Урок делится на учебные элементы, и для каждого УЭ действует пошаговая инструкция с целями и заданиями. (слайд 4)
Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7). Предлагается применять следующие УЭ.
УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.
УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.
УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.
УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).
В учебном элементе (УЭ-0) формируются общие дидактические цели занятия. В последующих УЭ ставятся частные дидактические цели. Учебные элементы модуля отличаются сложностью заданий. Одни направлены на репродукцию знаний, другие – на их применение в новых условиях, третьи – на формирование учебных вопросов, составление планов, тестов и т.д. Самые сложные задания связаны с обобщением информации и формулированием выводов по изучаемой теме.
Модульный урок может включать в себя подготовленные обучающимися сообщения, выполнения творческих заданий, мини-спектакли. Обязательным условием проведения модульного урока является наличие у каждого обучающегося отпечатанного дидактического материала и учебных пособий.
Так же учителем разрабатывается лист самопроверки (слайд 5), где ученик сможет оценить каждое выполненное задание самостоятельно и записывает результат в «Лист учета контроля» (Слайд 6).
Проработав по данной технологии один год, на конец 2014-2015 года, мы имели следующие результаты по уровню усвоения учебного материала и качества знаний. Так количество обучающихся на 4 и 5 превысило 50% порог, количество детей осваивавших предмет на 3 сократилось на 20%. А это довольно высокие показатели.
Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.