СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии парного обучения в работе с обучающимися 1 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Использование технологии парного обучения в работе с обучающимися 1 класса.

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования. Основами развития общества становятся не ресурсы, а… знания.

Третий год школа работает по новым ФГС,  чтобы добиться поставленных целей, важно понимать,

Что необходимо нашим детям с проблемами здоровья для успеха:

  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и  представлять свои идеи
  • Уметь работать в команде и обладать навыками общения
  • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них
  • Эффективно использовать знания реальной жизни
  • Компьютерная грамотность

Исходя из поставленных целей, педагогическая деятельность должна способствовать решению следующих методических задач:

  • формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации
  • формировать навыки самостоятельной   работы с учебным материалом
  • формировать навыки самообразования
  •  формировать навыки работы в команде
  • развивать умение сформулировать  задачу и кооперативно ее решить 
  • формировать навыки самоконтроля

Решение данных задач влечет за собой следующие изменения.

 

  • Пассивное изучение, основанное на теории
  • Один источник
  • Изолированная работа
  • Передача информации
  • Изучение фактов и сведений        
  • В центре процесса – учитель

 

 

 

 

 

  • Активное «извлечение уроков», основанное на самостоятельной творческой работе
  • Мультимедиа
  • Совместная работа
  • Обмен информацией
  • Критическое мышление и выработка решений
  • В центре процесса - ученик

 

 

Все это успешно реализуется при использовании технологии парного обучения. Так как при этом в центре процесса – ученик.

Технология парного обучения — один из видов педагогических технологий, при котором один участник учит другого (одного) участника. При этом необходимо наличие по меньшей мере, трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в парах.

 Технология парного обучения является частным случаем технологии работы в парах.

Технология парного обучения является базовым, системообразующим компонентом коллективных учебных занятий, которые включают в себя:

  • взаимодействие участников учебного процесса в парах сменного состава, когда коммуникация осуществляется главным образов в форме диалога,
  • индивидуально-обособленную деятельность участников, когда имеет место опосредованный вид коммуникации,
  • взаимодействие в группе (в нескольких малых группах или в одной большой), когда основным видом коммуникации является фронтальная коммуникация.

Благодаря сочетанию этих форм организации обучения реально происходит индивидуализация обучения.

При парном обучении практически реализуются известные принципы педагогики «обучая — учусь» и «неотсроченное использование знаний».

Взаимодействие участников обучения в парах мы используем в двух разных формах организации обучения, названных В. К. Дьяченко парной и коллективной:

  • взаимодействие в обособленной паре. Такая организация называется парной формой организации обучения;
  • взаимодействие в группе, когда общение происходит в парах сменного состава. Каждый в группе по очереди общается с каждым. Такая организация называется коллективной формой организации обучения.

Технология парного обучения основана на взаимодействии двух людей. Такое взаимодействие в обычной жизни встречается очень часто, поскольку людям свойственно общение «с глазу на глаз».

При таком взаимодействии успешно формируются УУД

Личностные обеспечивают ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. 

Регулятивные обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.  

-       целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-       планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-       прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

-       контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

-       коррекция  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

-       оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

-       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

 Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

 -       планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

-       постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-       разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

-       управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-       умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 Оптимальная посадка при работе в парах

Возможны разные варианты посадки обучающихся при их работе в парах. Но не желательно им садиться за «круглый» стол, иначе они будут мешать друг другу, особенно при перекрестном общении при смене партнёров

Когда партнёрам необходимо писать свои объяснения в тетрадях друг друга, то целесообразно сидеть за одним столом, не меняя традиционной расстановки столов в один или несколько рядов.

Г. О. Громыко предлагает расстановку столов, как показано на рисунке. По его мнению, посадка партнёров одной пары «через уголок» обеспечивает психологический комфорт и удобство для работы с контентом.

В группе из восьми человек возможен прямой визуальный контакт с любым участником.

За счёт того, что «все слышат всех» развивается параллельный слух, — способность слушать одновременно партнёра в своей паре и других участников группы. Эта способность обеспечивает сверхэффект в обучении

1 этап – подготовка.

  • учимся слушать друг друга
  • усваиваем нормы поведения
  •  учимся высказывать мнение
  •  при необходимости спорим

На начало учебного года в классе 7

В течении года пришли еще 2.

  Навыки полного самообслуживания не сформированы. 

  Нуждаются в постоянной помощи и сопровождении – 3 ч. в сопровождении за руку)

  4 человека имеют сложную структуру нарушений.

У 3 под вопросом была умственная отсталось.

Все обучаемые имеют сопутствующие заболевания. Психоневрологические и эмоциональные нарушения наблюдаются у 6 человек.

У детей сложно проходил период адаптации, наблюдалась некоторая нервозность,  низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, плаксивость и т.д.

Уровень учебной мотивации сформирован у 4 обучаемых, у 3 уровень мотивации к обучению ниже среднего (Леня К., Кирилл В.). Уровень учебной мотивации не сформирован у 2 чел. (Настя С.)

Все дети - слабовидящие.

1 человек обучается по системе Брайля.

Наблюдается недоразвитие речи – 4 чел. У обучаемых страдает зрительное и слуховое внимание, сосредоточение – неустойчивое, часто отвлекаются, быстро устают.

  У 2 детей (Настя С. и Кирилл В.) характер мышления – наглядно – действенного уровня,

степень социальной активности, зрелости на низком уровне, не соответствует возрасту.

 

В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной  и индивидуальной формы работы. Специфика образовательного и воспитательного процесса в нашей школе состоит в том, что в классе дети  разным уровнем подготовки, с разным уровнем развития. Поэтому задания для индивидуальной работы на карточках надо давать дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).

Для работы в парах ученику нужны некоторые новые навыки. Например, ученик должен уметь читать не просто внятно, но и не громко.

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. т.е. идет формирование коммуникативных УУД

2 этап - парная работа

  • учимся общаться друг с другом
  •  учимся принимать или опровергать мнение собеседника
  •  учимся работать слаженно

Второй этап подготовки – это парная работа. Целью этой работы является необходимость научить детей общаться друг с другом, не мешая другим, не перебивать, выслушивать друг друга до конца, принимать или опровергать (опровергать аргументированно!) мнение собеседника, важно дать детям понять, что работа в команде интереснее и продуктивнее, чем работа одного. Работа в парах может быть очень разнообразной и интересной.

Когда мы готовим детей к  совместной работе используем упражнения на установление  контакта и настрой на совместную работу

:

 "Зеркало" - один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями; вырабатывается умение чувствовать другого человека;

 

 "Попугай" - один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;

 

"Разминка пальчиков" - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:

 желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный)

 и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

Данный вид работы регулирует психологический настрой и формирует мелкую моторику рук.

Детям предлагается выбрать партнера для парной работы. Работа с подходящим партнером приносит обоим огромный психологический комфорт.

С другой стороны психологический комфорт способствует физическому здоровью учеников. Когда мне партнер нравится, тогда я с ним  работаю охотно, интересно, продуктивно. Тогда я отдыхаю во время работы и мне не нужна ни какая мотивация.

 

В парах ученики работают с карточками. Что такое карточка?

 

На ней может быть написано одно слово, а может быть нарисована картинка, образец, там может быть текст, примеры, решение математической задачи. Карточки могут быть большие и маленькие. Партнеры работают по определенному алгоритму.

Что в это время делает учительница?

Во время парной работы учитель может уделить внимание талантам каждого ученика, может помогать слабым и давать задания сильным ученикам. Теперь он может осуществлять дифференцированный подход в полной мере.

 

Обращаю ваше внимание на следующие виды учебной работы в паре: обсуждение, совместное изучение, обучение, тренировка и проверка. Возможно появление и других видов.

Виды работы в паре различаются:

  • позициями (ролями) обучающихся;
  • целями;
  • содержанием;
  • техниками взаимодействия;
  • результатами.

Для обеспечения плодотворной работы в паре недостаточно лишь грамотно сформулировать учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество.

Учебная деятельность в парах может использоваться в качестве главного компонента учебного занятия или в качестве дополнительного.

На данном этапе использую работу в парах как дополнительный компонент учебных занятий.

 В этом случае в парах можно закреплять и повторять материал, который был изучен раннее всем классом.

3 этап – работа в группах

  • учимся слушать друг друга и решать конфликты
  •  меняемся ролями
  •  работаем все вместе для достижения одной цели

Этот этап стоит начинать постепенно, ориентируясь на класс.

 

Важно грамотно сформировать группы. Решений может быть несколько. Можно сажать детей по уровню знаний, по уровню познавательной активности, темпераменту. Важно учитывать и особенности взаимодействия детей друг с другом. Лучшим вариантом будет учесть все эти факторы и ориентироваться на них, а не на один вариант.

 

Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи.

 

При работе в группах могут возникнуть противоречия, конфликты.  Поэтому мы специально учить детей дискуссии и конструктивному разрешению конфликтов. Для того чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, отслеживаю перераспределение между детьми ролей.

Этапы работы в парах (в группах).

1.Определяем цель

2.Выбираем партнера.

3.Распределяем функции

4.Действуем и взаимодействуем

5.Получаем и оцениваем результат

6.Делаем выводы. Рефлексия

Для организации парной работы я использую игры «Игротеки ребус»

Принципы:

  •  доступность и узнаваемость игровой формы (лото, домино, парные, разрезные картинки, излюбленные детьми маршрутные игры - «ходилки», «пасьянсы»
  •  ясность игровой задачи, самоконтроль и чёткость мотивации игры;
  •  разные варианты игровых форм каждого пособия - возможность индивидуально подойти к особенностям восприятия ребенка, осуществить ненавязчивое закрепление нужных учебных навыков;
  •  богатство лексического содержания игр - база для расширения словарного запаса учащихся, развития языкового вкуса и чутья, обогащения картины мира и развития мышления;
  •  обучение работе со словарями (синонимов, антонимов, паронимов, фразеологизмов, эпитетов, пословиц и поговорок, сочетаемости слов; орфоэпический и грамматико-орфографический словарь);
  • высокий уровень оформления - стимулирует процесс освоения языкового материала, способствует развитию эстетического вкуса.

И всё же, невзирая на трудности, парное обучение делает урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

 

 

 

 

 

 

 

07.01.2015 23:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!