Использование заданий исследовательского характера на уроках математики в начальной школе

«Использование заданий исследовательского характера на уроках

математики в начальной школе».

Мурасулова Гульнара Батыховна

учитель начальных классов

школа - лицей № 27

В послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана о приоритетах развития страны до 2030 года подчеркнуто, что ведущим фактором экономического и социального развития становятся «сами люди, их воля, энергия, настойчивость, знания».

Знания берут начало в школьном образовании. Сейчас главное внимание уделяется активизации методов и форм учебно-воспитательного интереса к учению, так как прочие знания, умения и навыки приобретаются в процессе активной познавательной деятельности, предпосылкой которой является интерес.

Цель моего исследования: разработать систему заданий исследовательского характера, формирующих познавательную деятельность и интерес учащихся на уроках математики. На основе деятельностного метода через использование заданий исследовательского характера на уроках математики, процесс обучения будет интересным и эффективным, учащиеся более прочно овладеют изучаемым материалом, самостоятельно «откроют» математические понятия в процессе исследовательской деятельности, новые математические понятия и отношения между ними не даются учащимся в готовом виде. Задача учителя состоит в том, чтобы сделать детей активными участниками учебно-воспитательного процесса, ведь от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети, зависит в дальнейшем самостоятельность мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Учитель лишь направляет эту деятельность, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначений. Таким образом, ученики строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.

Я использую разнообразные формы работы как коллективный поиск, работа в паре, группе, так и индивидуальная форма работы. На практике внедряю идеи проекта RWCT, могу отметить позитивные сдвиги в совместной деятельности с учащимися. Считаю, что данный проект можно умело применять не только на гуманитарных предметах, но и в естественно – математических циклах. На уроках, построенных с учетом трех этапов, создается среда для активной познавательной деятельности: ученики размышляют, учатся принимать критические решения, самовыражаются. Ведущие социальные методы мотивации: взаимопонимание и взаимопроверка, рецензирование и поиск контактов - основа уроков RWCT, где учащиеся самореализуются.

Обучение, основанное на поиске, происходит внутри трехэтапного процесса- струкрура урок.Три фазы модели названы согласно их определенным функциям: побуждение, осмысление (реализация),рефлексия.

Побуждение:Как побудить учеников на формирование вопросов и целей обучения, и как они будут оценивать свои знания?

Осмысление идей:

Как ученики будут изучать содержание? Как можно отследить понимание ими содержания?

Рефлексия:

Как ученики будут использовать получение знание на уроке?

Как их подвести к осмыслению новых знаний на уроке, поиску ответов на вопросы, которые остались без ответов, и разрешению сомнений?

Предмет: Математика. 4 класс.

Тема: Закрепление знаний « Эстафета по дорожке знаний»

Цель: Систематизировать знания учащихся по теме

«Умножение и деление многозначных чисел».

Задачи:

Обучающие

1. Отработка ЗУНов по теме, осознанное применение алгоритма решения примеров, умение действовать по формуле

2. Закрепить приемы устного и письменного умножения и деления многозначных чисел.

3. Совершенствовать умение анализировать и решать задачи алгебраическим способом-уравнением.

Развивающие

1. Способствовать формированию внимания, активности мыслительно-познавательной деятельности - активность учащихся в осуществлении поисковой и исследовательской работе.

2. Развивать интерес, положительную мотивацию к предмету.

3. Развивать навыки работы по алгоритму умножения и деления многозначных чисел.

Воспитательные

1. Знакомство с местоположением и исторической значимостью Азиады-2011 Пропаганда проведения первых Зимних континентальных игр Республики Казахстан, принципов олимпийского движения и здорового образа жизни.

2. Формирование основ патриотического самосознания на примере проведения Азиатских игр, воспитание национальной гордости за свою страну, уважение к знаменитым людям-спортсменам.

3.Воспитывать коммуникативные навыки при работе в паре, в группах.

Оборудование: индивидуальные карточки, набор геометрических фигур, алгоритм, действия, формулы, ТСО- слайдовая презентация, аудио запись группы «Ал давай», «медальки» жетоны оценки, карта Казахстана, фотовыставка, наглядный материал-логотип, талисман, эмблема.

Ход урока.

Организационный момент- «Приветствие » смайлик – позитив!

  1. Побуждение.

Ориентировочно – мотивационный этап.

Постановка учебной задачи, темы урока.

- Я задумала число, если его умножить на 6, а затем вычесть 20, и разделить на 2 и прибавить 89, и вычесть 70, то получится 30. Какое число я задумала?

Работа в парах по опорной схеме методом обратной операции учащиеся находят ответ.

- Да, это число 7! И неспроста – Астана готовится принять 7-е зимние Азиатские игры, а Эстафета огня Азиады уже началась в Алматы, по регионам Казахстана с участием 1020 факелоносцев, священный факел прибудет в Астану на церемонию открытия игр- 30 января. Азиатским Играм в 2011 году исполнится полвека. (эмблема,талисман) Слайды.

А тема урока: « Математическая эстафета» по закреплению пройденного.

-Ваши ассоциации со словом «эстафета». Где вы встречались, слышали? Составление кластера.

Толковый словарь С.И. Ожегова дает такое определение: «Соревнование спортивных команд - бег, движение на дистанции, при котором на определённом этапе один спортсмен, сменяясь, передаёт другому условленный предмет ». Команды готовы- работа в группах. Девиз игр «Единство духа – единство целей!»

Цель нашего урока: познакомиться с историческим событием для Казахстана, который впервые принимает эстафету игр, через отработку навыков по теме «Умножение и деление многозначных чисел».

  1. Осмысление.

Актуализация ранее изученного материала. Работа по теме урока.

Работа с учебным материалом.

1. Устный счет. Математический диктант.

а) Запишите цифру 7 и выполните операцию +7, т.е. каждое число увеличить на 7.

7,14,21,28,35,42,49,56,63,70.

- Что вы можете сказать о записанных числах? (кратны 7)

б) Устно каждое число умножить на 7,записать ответ.

49, 98, 147, 196, 245, 294, 343, 392, 441, 490.

-Как вы выполняли умножение двузначного числа на однозначное число? (надо сумму разрядных слагаемых умножить на число 7, каждое слагаемое умножить на это число и полученные произведения сложить, устный приём вычисления)

2.Индивидуальная работа у доски с комментированием письменного приема.

Т-560*39 Л-6500*73 А-508*64 Й-726*380

Р-5561:67 Ф-2688:48 С-33125:53 И-22960:82

Проверка в группах : Давайте расшифруем название вида спорта (примеры на доске) Вычисли, расположи ответы в порядке возрастания.

Проверка:

56

83

280

625

21840

32512

275880

474500

ф

р

и

с

т

а

й

л

Фристайл - это вид лыжного спорта, официально включенный в программу Олимпийских игр. Он включает в себя исполнение различных трюков на лыжах.

3. Работа в паре. - Повторить алгоритм решения сложного уравнения.

Решение уравнения – ответ количество видов спорта в программе Азиады.

(69+Х). 26=2080

Х=11 видов спорта

69 – комплектов медалей

26 страны участницы

Физминутка – танцдвижения - «Ал?а Казахстан»

4. Решение геометрических задач алгебраическим способом. Метод «Мозайка»

Инструктаж по работе в группах: Каждый ученик в первичной группе решает свою задачу (по номеру), затем переходит в экспертную группу для обсуждения и проверки качества решения (согласно цветным наклейкам). Вызываются по одному ученику-спикеру из экспертной группы.

= Формулы часто помогают решать задачи. Рассмотрим, как можно использовать формулы для решения задач на нахождение периметра, площади прямоугольника способом решения алгебраическим – уравнением.

Задача 1) Площадь конькобежного стадиона прямоугольной формы 41040 м2, а ширина 152 метра. Найди длину стадиона.

- Что мы знаем о прямоугольнике? Что такое площадь? Как найдем?

Запиши формулу.

Sпр. = а . в

Пусть х м- это длина зала,тогда х 152 – площадь = х 152 =41040, х=270

Задача 2) Периметр территории велотрека квадратной формы 34596 метров. Найди длину. Запиши формулу. Ркв. = а . 4

- Что мы знаем о квадрате? Что такое периметр? Как найдем?

Пусть х- это длина,тогда х 4 – периметр = х 4=34596, х=8649 м

Задача 3) Периметр ограды Ледяного городка прямоугольной формы равен 14680 м, а его длина – 4850м. найдите ширину Ледяного городка. Запишите формулу.

- Что мы знаем о прямоугольнике? Что такое периметр?

Пусть х м- это ширина, тогда 4850+х – а и в =Используем формулу (а + в) . 2 = Р

Подставим известные величины в формулу

( 4850 + х ). 2 = 14680 - Решаем уравнение

4850 + х =14680 : 2

4850 + х = 7340

х = 7340-4850

х = 2490 м – ширина ограды.

Задача 4) Периметр территории футбольного стадиона прямоугольной формы равен 286 м, а его ширина – 45 м. Найдите длину территории футбольного стадиона.

=( 45 + х ). 2 = 2835 х=98

III. Рефлексивно – оценочный этап.

Подведение итога урока.

Заполнить лист – опросник:

1. Чему научился?

2.Что хочу узнать?

3.В чем я еще затрудняюсь? Самооценка

Домашнее задание:

Творческого характера: Объявляется конкурс на самую интересную задачу, посвященную Азиаде. Составить, оформить, решить.

06.01.2016 16:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей