СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В современной школе на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его развития, его возможностями и способностями. Одним из важных направлений является работа по профессиональной ориентации учащихся, цель которой не только предоставление информации о мире профессий и профессиональном самоопределении, но и личностное развитие, формирование способности соотносить свои индивидуальные особенности и возможности с требованиями профессии, развивать навыки самопрезентации и уверенного поведения, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.
В последнее время в образовательных учреждениях отмечается рост количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. К этой группе детей требуется индивидуальный подход и дифференцированная коррекция. Значимой и неотъемлемой частью является логопедическое сопровождение. Зачастую, именно речевые проблемы затрудняют развитие общения со сверстниками и окружающими, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков. Учащиеся с ОВЗ представляют собой особую категорию детей, и чтобы профессиональное самоопределение было более успешным, важно развивать у них адекватное отношение к себе и к выбору своей будущей профессии. Чем раньше эта работа будет начата, тем эффективнее будет процесс профессионального становления.
Цель логопедического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это выбор оптимальных путей работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации. Логопедическое сопровождение осуществляется с учетом особенностей развития и индивидуальных возможностей учащихся.
С целью коррекции речевого развития, формирования коммуникативных навыков, а так же интеграции логопедической работы с профориентацией, проводятся коррекционные занятия с учащимися в возрасте 10 – 12 лет.
Рассмотрим, каким образом осуществляются эти занятия. Был определен перечень доступных и востребованных профессий. В четвертом классе это такие профессии, как плотник, плиточник, маляр, дворник, официант, санитарка. В пятом классе – каменщик, штукатур, сантехник, слесарь, горничная, помощник воспитателя.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность по профориентации выстраивается и основывается на разнообразных формах и методах работы: беседы с использованием наглядности, чтение детской литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, просмотр видеороликов, рассматривание картин и иллюстраций. Все эти методы применяются системно и в сочетании друг с другом.
Для удобства составлен алгоритм изучения профориентационной лексической темы, который предполагает общее знакомство с профессией, фонетико-фонематические и лексико-грамматические упражнения, анализ содержания профессиональной деятельности, выявление склонностей и интересов учащихся и моделирование практических ситуаций.
Знакомство с профессией начинается с отгадывания загадок и рассматривания иллюстраций о профессиях, что способствует повышению познавательной активности учащихся. С целью выявления имеющихся знаний о профессии и поддержания интереса к обучению предлагается игра «Четвертый лишний» и разгадывание кроссвордов о знании профессий, инструментов и материалов, профессиональных терминов. Затем проводится работа с лексическим значением слова изучаемой профессии и изучается деятельность человека данной профессии; работа с пословицами и поговорками о профессиях и труде, что способствует расширению кругозора и обогащению словарного запаса учащихся, развитию связной речи, а также связи изучаемой темы с жизнью.
Для отработки навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, учащимся предлагается разделить слово – название профессии – на слоги, выбрать подходящую схему, найти ударный слог и поставить знак ударения, определить количество звуков в слове и обозначить их схематически.
Для отработки грамматических навыков учащимся предлагаются упражнения на словообразование, словоизменение и согласование слов в словосочетаниях и предложениях. Например, образование:
– существительных женского и мужского рода на примере таких профессий как: санитар – санитарка, официант – официантка;
– существительных единственного и множественного числа, например: дворник – дворники – много дворников;
– относительных прилагательных от существительных, например: кирпич – кирпичный, дерево – деревянный.
На примере разных профессий отрабатывается навык согласования существительных с числительными, например: один маляр – два маляра – пять маляров. Также учащиеся упражняются в подборе глаголов и прилагательных к существительным, например, горничная (что делает?) убирает, моет, гладит и т. д. Горничная (какая?) ответственная, доброжелательная, честная и т.д. Проводится работа по формированию навыков словоизменения. Например, найди и исправь ошибку в предложении. «Официант ухаживает за цветами, а садовник обслуживает людей», или закончи предложение. «На глазах у детворы крышу красят….(маляры)».
Для развития связной речи учащихся, ее последовательности, развернутости и логичности проводится работа по составлению рассказа об определенной профессии с использованием картинного или словесного плана составления рассказа.
С целью расширения представлений о профессии, формирования позитивного отношения к труду, осознанному профессиональному выбору, учащимся предлагается видеосюжет о значимости изучаемой профессии в жизни человека, который реально отражает специфику работы, особенности взаимоотношений и качества специалиста. Под руководством учителя-логопеда учащиеся рассуждают об особенностях и сложностях данной профессии, соизмеряют ее со своими желаниями и возможностями, «примеривают» профессию на себя. В совместном диалоге учителя-логопеда и учащихся определяются важные для данной профессии качества, которыми должен обладать хороший специалист. Проигрываются и моделируются практические ситуации, которые в полной мере дают каждому учащемуся возможность «потренировать» и проявить свои личностные качества в изучаемой профессии.
Таким образом, профориентационная работа, осуществляемая учителем-логопедом, способствует коррекции речевого развития учащихся с ОВЗ, повышает мотивацию профессионального выбора, адекватность профессиональных намерений и уровень сформированности жизненных компетенций учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
© 2024, Соловьева Марина Александровна 66