СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых методов на уроках музыки как способ развития социальных компетенций учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большой интерес у младших школьников вызывают игры, заставляющие думать, представляющие возможность проверить и развить свои способности, включающие их в соревнование, в решение задач и ребусов, кроссвордов.

Игровой подход в музыкальном обучении не исчерпывается тем или иным количеством игр, применяемых учителем. Он представляет собой многокомпонентную систему организации музыкально-образовательного процесса. Современная программа по музыке нацеливает учителя на применении игрового подхода интригующе-образной формулировкой тем; наличием деятельно-коммуникативной основы: композитор-исполнитель-слушатель.

Игровой подход облегчает для детей процесс изучения музыки как живого искусства, делает его увлекательным, выступает формой художественного общения детей на интонационном языке с произведениями искусства, с учителем, друг с другом.

Целью музыкальных игр является развитие интеллекта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности, чувства ритма ребенка, расширение кругозора, развитие умений и навыков. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество.

В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости с мышлением, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности.

Детское творчество на уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки. Творческое начало у младших школьников может проявляться:

  • в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно;
  • в сочинении мелодии на предложенный текст;
  • в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения произведений;
  • в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки;
  • в оценочных суждениях об услышанной музыке;
  • в осмысленном исполнении песен с элементами интерпретации;
  • в собственном творчестве.

Детская музыкальная импровизация, с чего начинается она? Какие навыки для нее необходимы?. Ценность импровизации как методического приема в работе с детьми — не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления. Только при таком начале импровизирования как творческого процесса можно уже предсказать появление не теоретически запрограммированной, завершенной на основе правил, сделанной по образцу музыкальной формы, а пусть робкое и наивное, но самостоятельное «взращивание» музыкальной мысли, которая может выразиться подчас в непредвиденной форме.

«Пластическое интонирование» — это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке, — это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько «заразить» детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки… Если бы мы с ранних лет развивали в детях способность «внутреннего проигрывания» музыки, «пластического пропевания» ее каждой клеточкой своего тела, своей души, насколько осмысленнее, действеннее было бы освоение детьми музыки, прочувствованнее было бы ее исполнение!.

Движения могут быть различными — от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки («Веселый музыкант» А. Филиппенко); от покачивания корпусом (запев песни «Дружат дети всей земли» Д. Львова-Компанейца) до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (р.н.п. «Во поле береза стояла»).

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно — свобода творчества.

На своих уроках я часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом — «пластическим интонированием». Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Так во втором классе ребята, прослушав фрагмент из «Утра» Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая, как восходит солнце).

Можно привести в пример дирижера — человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Движение — это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не «выключаясь». Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы.

Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении учащихся к делу, их непосредственном участии в «создании» музыки пробуждается интерес к искусству.

Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей учеников и их возраста.

Инструментальное музицирование — это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.

Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:

  • ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;
  • учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
  • учитель помогает ученику найти прием исполнения.

Примером использования этого на моих уроках может служить «Семеро козлят» из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят». Детское творчество начинается с «обследования» звуковых возможностей инструментов, которые я им предлагаю. Выбор сделан — бубен и треугольник. Сначала мы вспоминаем (знакомство состоялось раньше), как нужно бережно брать в руки инструмент и исполнять на нем свое настроение (инструментальная импровизация). В течение нескольких уроков шла вокально-хоровая работа над исполнением хора, и ребята накапливали эмоции и чувства. И вот итог — я играю на синтезаторе в ансамбле с одним из учеников, а ребята помогают мне аккомпанировать своим маленьким оркестром. Наше исполнение должно украсить музыку М. Коваля.

Я думаю, что игра на инструментах — интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

Наблюдая, что инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у моих учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.

Урок музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные детьми на уроке, дали ростки, каждый учитель должен подумать о внеклассной работе. На уроках я стараюсь вводить в сознание детей музыку как необходимую часть жизни. Частью жизни моих ребят стало и творческое объединение «Вдохновение». На занятиях мы не только разучиваем новые произведения, продолжая развивать те навыки и умения, которые приобрели на уроках музыки. Серьезная работа ведется в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, расширения навыков многоголосного пения, совершенствования исполнительской культуры. Урок музыки и занятия по вокалу закладывают в ребятах основу музыкальной культуры, позволяют мне создавать коллектив увлеченных, влюбленных в музыку детей.

Задача развития творческого потенциала реализуется на занятиях по вокалу через формирование творческих навыков учащихся посредством реализации творческих навыков в процессе концертно-исполнительской деятельности.

Приобретение опыта творческой деятельности на занятиях кружка «Вдохновение» осуществляется посредством реализации системы творческих заданий. Творческие задания нацелены на самостоятельный поиск учащимися способов вокальной деятельности. Они реализуются в процессе совместного творчества учителя и учащихся через решение проблемных ситуаций, направленных на раскрытие жизненного содержания музыки.

Творческие задания выполняются в определённой последовательности, что обеспечивает постепенное освоение образного содержания музыки. На занятиях по вокалу я реализую их в следующих видах деятельности:

1) моделирование элементов музыкального языка - звуковысотные и ритмические отношения, темп, динамика, фактура, форма, использующая моделирование:

  • речевое,
  • графическое,
  • пространственное,
  • двигательное;

2) речевое интонирование, включающее выразительное произнесение музыкального текста произведения, приближающееся к музыкальному интонированию, сравнение поэтической и музыкальной интонации;

3) пластическое интонирование как любое движение человеческого тела, вызванного музыкой и выражающее его образ;

4) речевая, пластическая, вокально-хоровая импровизация, предполагающая создание хорового произведения или его элементов непосредственно в процессе исполнения;

5) аранжировка, превращающая одноголосную мелодию в двух-трёхголосную партитуру;

6) исполнительская интерпретация, предполагающая поиск 5 вариантов прочтения хоровых сочинений в зависимости от уровня технической подготовленности и музыкального опыта учащихся.

Критериями творческого развития учащихся в процессе вокального пения являются:

  • активность,
  • увлечённость хоровым пением,
  • уверенность в своих силах,
  • определённая степень свободы в оперировании знаниями, умениями, навыками.

Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях, конкурсах не только школьных, но и поселковых, районных, окружных. Концерт — это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства.

Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах.

Рассмотрев применение игровых технологий в творческом развитии учащихся, можно сделать ряд обобщений и выводов:

  • активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания в форме игр;
  • в игровых ситуациях легче организовывать песенное творчество, инсценировки, драматизации;
  • игра совершенствует предметную деятельность, логику, приёмы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми;
  • игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности;
  • использование ролевых игр помогает вовлечь учеников в процесс сотворчества. Во время игры ребёнок становится, то композитором, то музыкантом-исполнителем, то слушателем, то танцором, то режиссёром-постановщиком, то дирижёром, то художником-декоратором;
  • игры на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка;
  • игра совершенствует предметную деятельность, логику, приёмы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми.
Категория: Музыка
22.09.2018 11:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!