СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках английского языка посредством современных образовательных технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках английского языка посредством современных образовательных технологий.

«Великая цель образования – это не знания, а действия » Герберт Спенсер

Знание иностранного языка становится в современном обществе необходимо в личной и профессиональной жизни человека. Социальный заказ общества по отношению к иностранному языку, выражается не просто в практическом знании языка, а в умении использовать этот язык в реальной коммуникации. В своей педагогической практике во время обучения иностранному языку мне приходится сталкиваться с таким явлением, когда обучающиеся не могут сделать самостоятельное сообщение на английском языке.

Коммуникативная компетенция имеет особую значимость в жизни человека, поэтому формирование коммуникативных УУД является приоритетной целью в обучении английскому языку.

Актуальность педагогического опыта обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативной компетенции учащихся, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель моей педагогической деятельности по развитию коммуникативных способностей учащихся - создание условий для формирования коммуникативных УУД обучающихся посредством использования современных педагогических технологий.

Для достижения поставленной цели необходимо решать конкретные задачи:

  1. разработать комплекс заданий для формирования коммуникативных УУД у школьников;
  2. способствовать развитию самостоятельной работы, организованной в соответствии с личным интересом каждого обучающегося;
  3. стимулировать рост познавательной активности обучающихся.
  4. сформировать у обучающихся способность и готовность осуществлять общение;

Формы работы по формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка:

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
  2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
  3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

4.Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Важными технологиями при обучении коммуникативным УУД в школе являются:

- технология интерактивного обучения;

- информационно - коммуникационная технология обучения;

- технология проблемного обучения;

- метод проектов;

- игровая технология

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Один из любимых мною методов интерактивного обучения - метод «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг»).

«Мозговой штурм» (мозговая атака, англ. brainstorming) свободная форма дискуссии, интерактивная коммуникация, основанная на коллективной деятельности.

Одним из вариантов использования данного метода на уроке иностранного языка является речевая зарядка – Warming Up («разогрев»).

При обучении английскому языку я часто использую такие приёмы для «разогрева» в начале урока.

Для младших школьников подходят следующие формы речевых разминок:

3 facts I know about… Берем что угодно и рассказываем три факта о предмете. Например, что банан желтый, сладкий и растёт в тёплых странах!

Describe a picture. Описываем картинку, отвечая на вопросы. Затем картинка замыливается, и приходится вспоминать, что же там было.

Hot letter. Я кидаю мяч и называю букву. Ученик называет слово на букву и кидает мяч дальше. Riddles. От простых текстовых загадок и да-неток, до полноценных видео с чередой ребусов.

What’s In The Box? Mystery box. Спрятать какой-либо предмет в коробке. Учащиеся должны угадать, что там. Использовать фразы: Mystery box, Mystery box! What's inside the Mystery box? I think…При описании предмета использовать такие слова как “hard”, “soft”, “slimy”, “wet” и т. д.

Для обучающихся 5-9 классов я использую следующие задания в качестве разминки:

What’s wrong? Описываем «странности» на картинке.

Mind blown, Weird facts и Mind tricks. В поисковой системе google можно найти самые необычные и интересные факты на любую тему, достаточно ввести в поиск mind blowing facts about и тему урока. Сделать из предложенных фактов правдивые и не правдивые предложения. Задача в парах угадать, какие предложения, правда, а какие нет.

Puzzles – Пазлы. Распечатываю картинку, разрезаею по контурам, чтобы получились части пазла. Учащиеся делают предположения, что может быть изображено на целой картинке.

Make Music Together. Ничто так не настраивает на урок как музыка. Можно включать музыку в начале урока. При этом задавать вопросы учащимся: Have you heard it before? Do you like it? What kind of music do you like?

Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков речи у учащихся. Уроки с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей.

В своей педагогической практике я использую сервисы с фото- и видеофайлами (фото- и видеохостинг, подкастинг) и социальные сети.

Я широко использую материалы сайтов Mystery science и 60 second docs. Можно выбрать короткий видео фрагмент на тему урока, который впоследствии обсудить:

1 Tell me the title/name. Придумать название. 2 Tell me 2 people in the film. Главные герои. 3 Where is the film? Где происходит действие. 4 What’s it about? О чем.

Также использую сайты для обучения английскому языку в игровом формате:

- www Starfall.com;

- www.teachyourmonster.org;

Во время дистанционного обучения подходят такие платформы для обучения онлайн:

https://youglish.com

https://www.liveworksheets.com/ ( онлайн-конструктор интерактивных рабочих листов)

Для повторения и закрепления изученного лексического материала использую мультфильмы и сериалы на английском языке:

- для младших школьников: BIG Mazy, GoGo

- для подростков: The Hollow, London Central

Но более эффективный результат обучения может дать самостоятельное создание видеороликов учащимися. Я использовала подобную технику обучения на одном из уроков в 8 классе. Ученики в группах работали над созданием видеорецепта рождественского имбирного печенья на английском языке. Данное видео вы можете посмотреть на странице моей группы вконтакте. В группе представлены фото- и видеоматериалы с моих уроков, а также другая полезная информация для учащихся, их родителей и преподавателей иностранного языка.

Кабинет иностранного языка в нашей школе оснащён лингафонной системой. Исходя из технических возможностей лингафонного кабинета, учащимся могут быть предложены следующие виды работ:

  • прослушивание и повторение за диктором лексической единицы, фразы;
  • введение, закрепление лексического материала и контроль его усвоения,
  • диалогическое общение;
  • взаимоконтроль;
  • полилог;
  • монологическое высказывание.

Учащиеся получают удовольствие от уроков в лингафонном кабинете. Усвоение материала проходит более быстрыми темпами, не требуется многократного повторения, количество ошибок минимально.

Проблемное обучение представляет собой организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций.

На своих уроках я часто прибегаю к такому методу проблемного обучения как предметно-языковое интегрированное обучение (Content and language integrated learning – CLIL). CLIL – это инновационный подход в обучении, предполагающий создание целостной динамичной и мотивирующей среды. Применяя данный подход, на уроках для 7- ых классов по теме: «Daniel Defoe» я выбрала сочетание дисциплин: литература и английский язык. После изучения биографии Даниеля Дефо, школьники попробовали написать небольшое сочинение о путешествии на необитаемый остров. В 5-х классах при повторении названий цветов на уроке я сочетаю изобразительное искусство и английский язык. Путём смешивания разных цветов получаем новый цвет. Младшим школьникам можно давать решать простые примеры и задачи по математике, написанные на английском языке. Хорошо подходят темы: School Objects. Food.

Seven plus eight equals fifteen (7+8=15).

The difference of 15 and 10 is 5 – Разность пятнадцати и десяти – пять.

In three times less – в 3 раза меньше.

Я стараюсь постоянно использовать English only approach на своих уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы максимизировать использование английского языка учениками на уроке, сведя русский язык к абсолютному минимуму. Конечно, данный метод на некоторых этапах урока может носить условный характер в силу того, что ученикам может быть сложно научиться общаться на английском языке на протяжении всего урока.

Самое главное давать инструкции максимально наглядно, активно используя учебник и рисуя на доске. Также в помощь экраны и интерактивные доски. Что касается выражений классного обихода (Classroom language) есть масса флешкарточек, которые помогают без перевода вводить такие фразы как “May I go out?”

Следует отметить, что данный метод очень хорош на начальном этапе обучения языку, например, при изучении тем: action verbs, animals, classroom objects. Можно показывать жестами, работа с движением, мимикой – дети повторяют. Интересно выполнять такого рода отработку лексических единиц под музыку, увеличивая скорость повторения.

На протяжении нескольких лет моей педагогической практики я убедилась в том, что данный подход в обучении английскому языку является наиболее эффективным при формировании коммуникативных УУД на уроках английского языка: расскажи мне - и я забуду, научи меня - и я запомню, завлеки меня - и я научусь.

Технология проектной деятельности также способствует формированию коммуникативных УУД.

Например, проект по английскому языку «Профессии». Учебный проект предназначен для учащихся 4 классов. Данный проект имел своей целью расширить знания учащихся о профессиях. Итоговым завершением проекта было представление учащимися продуктов исследовательской деятельности на внеклассном мероприятии по данной теме в рамках недели иностранного языка.

Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке. Приведу примеры некоторых игр, которые применяю в своей педагогической практике.

Игры для младших школьников.

Word order. Составляем предложения, используя кубики, пластиковые стаканчики или воздушные шары.

Throw a ballon. Ball-game. Заранее написать вопросы на воздушном шаре. Учащиеся бросают друг другу и отвечают на вопросы. Учитель может задавать вопрос «What's under your left point finger?». Можно использовать мяч.

Lantern. Тренировка грамматической конструкции There is/there are. Описать картинку, отвечая на вопросы «Look! Where are we? What can you see here?»

Плюшевый опрос. Учащиеся, передавая мягкую игрушку по кругу, отвечают на вопросы по изученной теме.

Feed hand-puppets. Кормим мышку, собачку и т.д. Используем вопрос Would you like strawberry/a banana/a tomato?

Say it loud! Показать картинку. Попросить учеников составить предложение по картинке. При этом предложение нужно сказать громко, тихо, весело, грустно и т. д.

Игры для обучающихся 5-9 классов.

Memory chain. Учащиеся встают в круг. У каждого карточка (swimming, painting). Нужно составить предложение по карточке. Учащиеся проговаривают своё предложение и повторяют предыдущее (I like swimming. He likes painting).

Roll the Dice, Make a question

Для этой игры нужен игральный кубик. На доске дано обозначение каждой цифры для кубика: 1 – «Who», 2 – «What», 3 – «Why», 4 – «Where», 5 – «When», 6 – «How». Задача участников в том, чтобы составить вопрос с помощью вопросительного слова, которое выпадет на кубике.

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. Ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению.

Данные игры носят универсальный характер. Их можно адаптировать к любой изучаемой теме.

Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка, способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха.

Эффективным методом отработки навыков говорения является использование на уроках Jazz Chants, Grammar Chants и Small Talk. Автором данного метода является музыкант, писательница и преподаватель английского языка Каролин Грэхем.

Jazz Chants —это упражнения, которые заключаются в ритмичном повторении за диктором (в записи) или учителем слов или фраз английского языка под музыку. Применяя данные чанты на своих уроках, я заметила, что у обучающихся совершенствуется произношение, усваивается лексика, значительно улучшается психологический климат класса. Даже учащиеся, которые не проявляли высоких достижений, чувствуют себя более уверенно и комфортно.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с песней играет большую роль в формировании коммуникативных УУД на уроках английского языка.

Внеклассная работа по английскому языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. В 1 и 4 классах я веду курс внеурочной деятельности «Увлекательный английский». В рамках курса я провожу мероприятия в оригинальной, познавательно-развлекательной форме. Данные занятия способствуют развитию основных видов речевой деятельности, формируют навыки общения в коллективе.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий нашло своё отражение в учебно-методическом комплекте «SPOTLIGHT».

Оценка сформированности УУД

Эффективное формирование речевых навыков у обучающихся невозможно при отсутствии контроля, а именно мониторинга учебных достижений.

Для того чтобы оценить уровень сформированности коммуникативных умений у обучающихся, я использую различные задания из учебника, мультимедийного приложения к данному УМК «Spotlight”, методических пособий. Например, в 7 классе мною проверялось знание лексического материала, грамматических конструкций и правила построения английского предложения (тема «Take Action»). Учащимся было предложено ответить на вопросы к прочитанному тексту и составить предложения с изученными словами по теме. Из 14 обучающихся 11 (79%) справились с заданием, из них 7 человек (64%) на отлично. Я увидела, что учащиеся овладели пройденным материалом и смогут самостоятельно составить предложения и монологическое высказывание, используя изученную лексику и грамматические конструкции.

О результативности опыта также свидетельствуют позитивная динамика учебных достижений обучающихся, участие учителя и учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах.

Таким образом, по результатам мониторинга можно сделать вывод об эффективном применении современных образовательных технологий с целью формирования коммуникативных УУД у обучающихся на уроках английского языка.

В своём выступлении я представила лишь немногие методы и приёмы, которые использую в своей педагогической практике для формирования коммуникативных умений учащихся. В данный момент я работаю над созданием собственного методического пособия, которое включает в себя описание разнообразных коммуникативных заданий преимущественно для младших школьников.

Перспективность моего опыта в том, что он может быть использован творчески работающими учителями английского языка основных общеобразовательных школ. Опытом своей работы я делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, внеклассные занятия, выступаю на заседаниях методических объединений учителей школы, района.

Работа по формированию коммуникативных УУД помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. А значит положительно и только положительно влияет на результат учебной деятельности!

21.01.2024 16:49


Рекомендуем курсы ПК и ПП